Недавно встретилась со своей одноклассницей, с которой не виделись лет двадцать. Задушевный вечер-воспоминание перерос в разговор о детях. Знаю, что ее дочка росла очень любознательной и способной девочкой, с шести лет посещала кружок кройки и шитья в доме пионеров. А какие фасоны платьев для кукол она тогда шила — просто восхищение! Было очевидно, что талант моделирования у ребенка есть и его надо поддерживать и дальше развивать.
— Собиралась она поступать в технологический, но поступила на платное отделение в педагогический университет, — рассказывает моя одноклассница. — Педуниверситет окончила за родительские деньги. Теперь она — логопед, но работает в Минске секретарем у какого-то крупного бизнесмена.
— Но она же так мечтала о моделях одежды и шитье?! — удивляюсь я.
— Что делать, баллов не хватило, вот и пришлось идти, куда проходила. Образование не нужно носить за плечами, куда важнее найти свое место в жизни, — убежденно говорила подруга.
— Да, — подумала я, — молодежь идет по пути условностей. Получают высшее образование лишь потому, что самомнение не позволяет встать за станок. Потом становится притчей во языцех, когда специалисты, приезжая в хозяйство, ромашку от василька отличить не могут.
— Правильную дикцию шефу вряд ли поставит такой логопед, а вот швея из нее могла бы получиться первоклассная. И получилась бы, если бы не мерила все понятиями «классно» и «отстой», — подумала я, но не могла огорчать подругу.
Далее наш разговор зашел и о другой ее дочке, которую мама также в университет впихнула. Диплом она получила, только инструкцию по применению в него вложить забыла. Теперь пылится на полке. Заветная корочка уж слишком черствой оказалась — пришлась не по зубам, если экономист по образованию работает помощником воспитателя в детском саду.
К слову, мне вспомнилась еще одна наша одноклассница, которая не поступила в медицинский институт сразу после школы. Она работала санитаркой в больнице и поступила в медицинский только с четвертого раза, зато всю жизнь работает по выбранной специальности, любимой для нее, не нарекая ни на зарплату, ни на трудности и нюансы своей профессии.
Сегодня очевидно, что профориентация сводится только к двум критериям выбора — где больше зарплата и куда прохожу по результатам тестов. А результат таков: «высокобалльники» идут в айтишники, те же, у кого балл тестирования скромный, определяются с выбором профессии в последний день подачи документов. И нередко выбирают такую, о которой и понятия не имеют.
На выходе — диплом пылится на полочке, народное хозяйство недополучает специалиста, а пресловутая профориентация с ее современными технологиями не работает.
Удивительно, как менее чем за полвека солидный диплом, ранее открывавший дорогу в жизнь, стал неким атрибутом, вернее обычной корочкой хлеба, которую отрезать-то отрезали, а что дальше делать — не сказали. Вот и сохнет, дожидаясь урочного часа.
Чрезмерная доступность высшего образования сделала свое дело. Особенно платная форма обучения. Лет двадцать назад мало кто мог позволить себе раскидываться деньгами, поэтому и к выбору профессии подходили основательно. Если сил хватало — цеплялись за вуз, нет — шли в рабочие, а потом, к примеру, на заочное отделение. А теперь штурмуют платные отделения, даже несмотря на высокую стоимость и специальности, по которым фактически не будут работать.
В нашем районе около 500 вакансий остаются незаполненными. Требуются работники в различные отрасли, в основном, на простые рабочие специальности. Работодатели пускают в ход весь свой арсенал, но уговоры и даже жилье перестали быть тем важным и решающим стимулом. Одним высокие идеалы не позволяют, другим — корочка. Впрочем, во всем она, несчастная, и виновата.
Анна ДАВИДОВИЧ.
Все блоги автора :
Пусть тревожная отметка не пугает
«И вакансии не те, и работа не моя»
История женщины, которая жила с мужем-тираном