Ветеран, учитель, отец. О Михаиле Килочицком рассказывает его дочь

Общество

Жительница нашего города, заместитель директора гимназии №1 Ирина Готка стала победителем международного конкурса «Моя Отчизна», организованного в канун праздника Великой Победы Академией народной энциклопедии Российской Федерации совместно с одноименным международным инновационным проектом.

В конкурсе эссе и очерков Ирина Михайловна рассказала о своем отце Михаиле Александровиче Килочицком – ветеране Великой Отечественной войны, заслуженном учителе БССР.

Более противоположных по восприятию понятий, чем «война» и «учитель», найти сложно. Одно – символ разрушения, крушения надежд, пример деградации человеческого общества, второе – созидательная сила, для которой улыбка ребенка, его первые успехи — самая заветная цель. 1941-й эти два понятия объединил. С первых дней войны тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу со своими учениками отважно сражались за Родину. Среди них и Михаил Александрович Килочицкий.

В своей работе Ирина Готка приводит факты биографии своего отца, которую он написал для потомков собственной рукой, а также делится воспоминаниями о том, каким он был отцом и педагогом.

«Родился в 1920 г. в д. Олешковка Лоевского района Гомельской области в крестьянской семье. После окончания семилетки в д. Ручеёвка учился в Лоевской средней школе, затем в связи с тяжелым материальным положением родителей вынужден был завершить среднее образование на 3 курсе педрабфака в Новой Белице. В 1938 году, после окончания рабфака, поступил на филологический факультет Гомельского педагогического института.

Не успел закончить 3 курса, как началась война. Пединститут эвакуирован в г. Горький, а я добровольцем ушел на фронт. Три месяца учился в Тамбовском пехотном училище. В одну из темных ноябрьских ночей по военной тревоге все училище было поднято и брошено на защиту Москвы, полукольцом окруженную 55 дивизиями фашистской Германии. Фашистские отборные войска рвались к Москве, а мы узнали о приказе: «Ни шагу назад! Стоять насмерть!». В кровопролитных боях Москва устояла. В боях я был выведен из строя и эвакуирован для лечения (в связи с обморожением ног) в глубокий тыл (Красноярский край). Там же начал работать учителем, лишившись всех пальцев на обеих ногах.

Пединститут (4-й курс) закончил уже в 1946 году, после чего был направлен на работу в г. Ошмяны, где проработал сначала в педучилище, а затем в школе-интернате 47лет.

Последние 5 лет руководил оркестром струнных народных инструментов и закончил трудовой путь в 1993 году.

Трудовой стаж составляет более полувека. За многолетнюю работу по подготовке учителей для начальной школы и образцовую воспитательную работу в школе-интернате в 1968 году было присвоено почетное звание заслуженного учителя БССР. Избран делегатом на Всесоюзный съезд учителей в Москве».

«Почти полвека посвятил мой папа делу воспитания и обучения подрастающего поколения. Помню себя девчушкой лет пяти, которую папа привел однажды к себе на работу в школу-интернат. Работал он тогда заместителем директора по учебной работе. С замиранием сердца заходила я в его кабинет, с неподдельным интересом рассматривала красивые и непонятные книги, толстые журналы, стопки ученических тетрадей. В кабинет заходили учителя, которые о чем-то говорили с папой, ученики спрашивали его совета. В моих глазах он был очень важным человеком, «самым главным».

Каждый визит к папе «на работу» был для меня лучше любой детской игры, потому что там было все настоящее, потому что папа был там не такой, как дома, потому что там он был — Учитель.

Только спустя много лет я поняла, что для меня он был Учителем всегда. Интеллигентный и мягкий, мудрый и терпеливый, он учил, не поучая и не наставляя – он учил любя.

С детства меня окружали книги – домашняя библиотека состояла из книг, которые покупали родители, а чаще папа. При подготовке к школьному уроку литературы мне не надо было идти в городскую библиотеку за программным произведением, так как все можно было найти дома.

Я очень любила писать сочинения на свободную тему, и мне в этом помогал папа: как составить план, развить мысль, сделать текст интересным – на все он мог дать ответ и совет, ведь он был не просто преподавателем белорусского языка и литературы – он был Учителем! Своей филологической грамотностью я обязана только ему.

Что поражало и восхищало в нем? Постоянное стремление к совершенствованию, постоянное самообразование. Он оттачивал свою эрудицию разгадыванием кроссвордов, не просто много читал, а выписывал интересные и неизвестные факты для того, чтобы рассказать мне, перечитать и запомнить самому. Когда он декламировал наизусть басни Кондрата Крапивы или лирику Максима Богдановича, «родная беларуская мова» казалась мне самой прекрасной на свете.

Мой отец был наделен музыкальным и художественным талантом. Часто в нашем доме звучала музыка – папа играл на мандолине, а мама подыгрывала на гитаре. И здесь он – Учитель. Несколько лет руководил кружком по обучению учащихся школы-интерната игре на мандолине.

Среди результатов его художественного таланта – портреты ветеранов войны Погорелова, Щербачени, которые были выставлены в краеведческом музее нашего города.

Писал он и портреты членов своей семьи. До сих пор висит у нас на кухне натюрморт, написанный маслом, может, не очень соответствующий современному интерьеру, но очень дорогой сердцу, потому что написан папой.

Активная жизненная позиция привела папу в хор ветеранов Великой Отечественной войны, на репетиции которого он ходил регулярно, а еще с большим удовольствием выступал на различных мероприятиях.

Каждый год в день встречи с выпускниками у нас в доме были гости – бывшие ученики и воспитанники Михаила Александровича. Взрослые люди через много лет после окончания школы приходили к Учителю со словами благодарности и признательности.

Выросшая в семье педагогов, воспитанная в среде учительства, я не могла избрать иной путь. Возможно, я могла бы стать неплохим врачом, но победили гены, а также убежденность в том, что Учитель – самая благородная профессия и что признание и благодарность учеников дорого стоят.

Я низко склоняю голову перед памятью своего отца и говорю: «Спасибо за все, что ты для меня сделал, Учитель!».

Подготовила Алина САНЮК.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *