Секреты счастья семьи Стельмах

Главное

Женщинам о счастье думать свойственно с некоторой долей мистицизма. На то они и женщины, и имеют на это полное право – романтичность всегда их украшала и украшает даже в наш век практицизма, ироничности и рационального подхода к жизненно важным вопросам. Вот и заявление Татьяны Федоровны Стельмах о том, что она верит в судьбу, вызвало у меня ответную реакцию – настроенность на романтический лад.  На самом деле, как не послушать человека, который встречу со своим супругом Иваном Иосифовичем Стельмахом считает предначертанной свыше.


Все повидавши на пути своем,

Изведавши все горести на свете,

Из благ земных молю лишь об одном-

Пусть никогда не умирают дети.

Я понимаю: этому не быть,

Смерть без разбора расставляет сети,

И все ж я не устану говорить:

«Пусть никогда не умирают дети».

Не распуститься дереву опять,

Которому зимой весна не снится,

О невозможном если не мечтать,

То вряд ли и возможное свершится.

Я мир воспринимаю без прикрас.

И жизнь не в розовом я вижу свете,

И все-таки кричу в сто первый раз:

«Пусть никогда не умирают дети!»

Врачей Стельмахов я знаю уже четверть века, много раз соприкасалась с ними – кто из матерей не обращается к педиатру?!  Татьяна Федоровна была участковым врачом моих сыновей, а Иван Иосифович в первый же день разделил со мной радость материнства при рождении младшего сына. Наряду со спокойной уверенностью, которая присуща настоящим профессионалам, их как врачей выделяла добросердечность, отзывчивость, но в сочетании с требовательностью – всегда аргументированной и взвешенной. Как пара они гармонично дополняли друг друга –  женственная эмоциональность Татьяны Федоровны невероятно красиво подчеркивалась дипломатичностью, корректностью и мужской сдержанностью Ивана Иосифовича.     Они знали друг друга, как и многие студенты столичного медицинского института,  больше по общежитской жизни, хотя и учились на одном, педиатрическом, факультете,  Ваня был старшекурсником, а Таня училась на младших курсах, поэтому точек соприкосновения на занятиях у них не было. Но, видимо, девушка из далекого Геленджика затронула сердце уроженца нашего города, хотя проявилось это далеко не сразу. Во всяком случае, Татьяна после выпуска пожелала Ивану успешной работы по распределению в Ошмянах, а сама на каникулах перед поездкой домой решила совершить экскурсию в Ленинград с подругой. Жизнь у студентов во все времена была динамичной, и Татьяна не была исключением из тех, кто был легок на подъем, поскольку ей доводилось жить вдалеке от родительского дома и рано стать вполне самостоятельным человеком, многие вопросы уже в молодом возрасте решая без посторонней помощи.  Возвратившись в  Минск, она собрала вещи и отправилась в аэропорт на самолет, билет на который до Геленджика ей удалось получить по брони заранее  (во время летних отпусков желающих побывать в южном городе находилось всегда много).  Среди улетающих пассажиров  она увидела Ивана Стельмаха, но про себя решила, что летит он к родственникам в Донецк.   Каким же было ее удивление, когда он подошел в самолете к ее месту под номером 1А и расположился в кресле 1Б. На вопрос девушки, куда он летит, парень протянул билет и сообщил, что к ней, в Геленджик. Каким образом он узнал день ее отлета, как смог достать билет в разгар сезона отпусков и как угадал место рядом с ней,  осталось загадкой. Конечно, такого рода сюрприз не мог не растопить девичье сердце.

Но пролетело лето,  Татьяна уехала на студенческую картошку, правда, перед этим предусмотрительно оставила документы провожающему Ивану. Документы в один из отделов загса он подавал без нее, урегулировав с присущим ему врожденным тактом все возникшие вопросы.  Свадьба состоялась 29 сентября 1979 года.   Татьяна продолжала учебу в столице, а молодой супруг уже вливался в трудовой коллектив районной больницы, работая врачом-неонатологом в родильном доме. В 1981 году в семье появился первенец – сын Андрей. Теперь Татьяна Федоровна с огромной благодарностью вспоминает уже покойных родителей Ивана Иосифовича – коренных ошмянцев с улицы Франтишканской,  которые оказывали молодой семье существенную поддержку, успешно справляясь с ролью дедушки и бабушки. Конечно,  для Татьяны Федоровны уклад жизни маленького города после Северного Урала и Геленджика, где она жила с родителями с 12 лет, после учебы в столице показался непривычным, но их семья уже к тому времени прошла серьезную проверку не только на чувства, но и на умение решать многие вопросы житейского характера. А сила характера у нее воспитана с детства родителями, вынужденными уже в зрелом возрасте поменять место жительства и род деятельности из-за болезни отца – профессионального заболевания, полученного на алюминиевом комбинате. Поэтому молодая женщина еще до замужества, совсем девчонкой, знала, что такое начинать жизнь на новом месте и фактически с нуля, поскольку жили они одно время в Геленджике в общежитии, покинув Северный Урал, где прижились и успешно трудились.

Конечно, для нее, как золотой медалистки, была возможность достаточно широкого выбора рода деятельности – двери  различных вузов готовы были распахнуться перед лучшими выпускниками, которые обладали хорошим багажом знаний.  Но она выбрала педиатрический факультет в Минском мединституте, объясняя это тем, что корни родителей берут начало в Беларуси – отец родом из Гродненской области, а мать из Могилевской, а еще потому, что со школьной скамьи не представляла себя в другом качестве, кроме как врача.

Безусловно, профессиональному росту врачей Стельмахов способствовала общность интересов и первоначальная нацеленность на то, что дело свое необходимо знать в совершенстве. Это был непростой путь к авторитету и признанию среди коллег и жителей города и района. Ивану Иосифовичу на протяжении многих лет приходилось одному справляться с обязанностями врача-неонатолога, уже потом пришли в роддом новые коллеги данного профиля. Когда муж, буквально не покидая роддом, пропадал неделями на работе, с семейными обязанностями жены и матери успешно справлялась Татьяна Федоровна, заметим, с нее при этом никто не снимал и обязанностей участкового врача-педиатра. А в семье уже было двое детей – у Андрея появилась сестричка Алина, разница в возрасте с которой составляла четыре годика. С особой материнской нежностью моя собеседница вспоминает, как старший сын самостоятельно в четыре с половиной годика ходил за смесями для сестрички на молочную кухню, и добавляет, что особенная, какая-то совсем недетская взрослость была ему свойственна с ранних лет. Может быть, даже вполне возможно, что именно эта ответственность, самостоятельность, выдержанность  сыграли роль в смене рода деятельности сына.  После  окончания исторического факультета БГУ и двух лет работы в школе он заявил, что хочет работать там, где мечтал работать всю жизнь – в органах внутренних дел. Теперь Андрей уже майор милиции Ошмянского РОВД. На недавнем дне рождения отца он поднял тост и  по праву старшего сына  выразил мнение всей семьи: «Отец,  мы тебя очень любим, и ты нам всем необходим».

А вот Алина продолжила уже семейную традицию врачей Стельмахов, чем, конечно, можно по праву гордиться. Она закончила тот же факультет, что и ее родители, став врачом-педиатром по диплому, но по распределению была направлена в Минский областной роддом врачом анестезиологом-реаниматологом.  Правда, первоначально она отказалась подписать распределение, попросив время на раздумье. Взвешивание всех «за» и «против» давалось ей нелегко, как когда-то ее отцу решение отказаться от приглашения на работу на кафедру Гродненского медуниверситета.  Алина не решалась идти на данную работу, объясняя это тем, что у нее еще нет практики в столь ответственном деле, а ее отец сделал окончательный выбор, заявив, что он практикующий врач  и это его дело в первую очередь.  За плечами у дочери на сегодняшний день уже вторая квалификационная категория, она занимается в клинической ординатуре. Конечно, работа у нее не из легких.

На заявление Татьяны Федоровны о том, что дочь любит свою работу, последовал мой объяснимый вопрос: «За что в медицине любят трудную работу?»

— Когда к тебе, например, попадает ребенок, который родился с весом в 800 граммов, которого с нетерпением ждали родители, но его жизнь висит на волоске, а ты отвечаешь за нее, то как не порадоваться, когда через год он приходит к тебе за ручку с родителями. Так что любишь свое дело за исход тех стараний, которые ты прикладывал для его спасения,- таким исчерпывающе неопровержимым для меня был ответ врача-педиатра. На самом деле, оспорить его вряд ли отважиться тот, кто имеет детей и внуков.

Рассказ о семье Стельмах будет неполным, если не добавить, что супруги уже опытные дедушка с бабушкой, и эта роль им очень подходит – они не подменяют полностью родителей, но своей любовью и заботой щедро делятся с внучками – Машей, дочерью Андрея, и Ириной, дочерью Алины. Традиции  воспитания продолжают давать уже новые росточки, которые трогательно вбираются в силу – скоро девочкам в школу.

Сами же Татьяна Федоровна и Иван Иосифович по-прежнему энергичны и влюблены в свою работу. Во всяком случае, врача — педиатра Стельмах я застала в ее кабинете, как и двадцать пять лет назад, все такой же готовой прийти на помощь, только еще более умудренной как профессиональным, так и жизненным опытом.

Валентина ДРОЗДОВА.

Фото из семейного архива.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *