Горький апрель. Воспоминания ошмянца, который нес службу по охране объектов, пострадавших от аварии на ЧАЭС

Общество

 

Дата 26 апреля стала особой не только для граждан Беларуси, Украины, России, но и для всего мира. Во многих странах в этот день вспоминают о событиях на Чернобыльской АЭС, о тех, кто, не жалея жизни и здоровья, встал на борьбу с радиационной стихией.

Несмотря на то, что сама станция находится на территории Украины, больше других пострадала от аварии Беларусь.

Согласно данным доклада Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь, на территориях радиоактивного загрязнения оказалось 3678 населенных пунктов, в которых проживало 2,2 млн человек, 479 населенных пунктов прекратили существование. С пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий отселено 137,7 тысячи человек, из них 75 процентов — жители Гомельской области. Особенно загрязненными оказались территории Хойникского, Наровлянского и Брагинского районов. Именно в Брагинском районе в составе сводного отряда Гродненской области в первые месяцы после аварии нес службу по охране объектов и территории житель Ошмянского района Александр Крышталь.

— Время все дальше и дальше уносит те страшные и трагические события, но вычеркнуть их из памяти невозможно, — рассказывает Александр Антонович. – Первыми шагнули в атомное пекло люди в форме – пожарные, милиция, военные. В то время я служил милиционером-кинологом в подразделении охраны Ошмянского РОВД. 19 мая меня вызвал в кабинет начальник капитан милиции Окулевич и сообщил, что уже завтра к 8.00 я должен быть в УВД Гродненского облисполкома – для выезда в командировку в Гомельскую область. Из Ошмянского района нас было пятеро: Станислав Юргелевич, Зигмунд Шаблинский, Павел Горлукович … (к сожалению, с годами фамилии забываются). В УВД нас переодели в специальную одежду, провели инструктаж, сообщили, что дальнейшая наша служба будет проходить в 30-километровой зоне, заряженной радиоактивными отходами вследствие взрыва на ЧАЭС.

Срочно сформированный сводный отряд из ста сотрудников милиции Гродненщины выехал на трех «Икарусах» в поселок Комарин Брагинского района. Настроение у всех было веселое – рассказывали анекдоты, шутили, смеялись. Никто из пассажиров тех автобусов даже не мог представить масштабов произошедшей трагедии и чем все это обернется для населения и тех, кто нес службу в зоне отчуждения.

Милиционеры прибыли к месту назначения поздно вечером, заселились в местную школу. В спортивном зале стояли двухярусные кровати. Здесь же, в школьной столовой, было организовано питание. Службу несли милиционеры круглосуточно, без выходных, по двенадцать часов.

— Больше всего запомнилась неимоверная жара, которая стояла на протяжении всей нашей командировки, — отмечает Александр Крышталь. – Ужасно было смотреть на пустующие дома, магазины, административные здания. Вокруг – ни души, только одичавшие домашние животные: кошки, собаки, куры, которых оставили местные жители, спешно эвакуированные из заряженной зоны. Были определены две зоны. Одна с высоким уровнем радиации – «черная», другая, тридцатикилометровая – «красная». Мы патрулировали в «красной» зоне, охраняли правопорядок в населенных пунктах, несли службу на КПП, на дорогах ставили заслоны, чтобы исключить проникновение мародеров и несанкционированное появление местных жителей. Иногда на уазике заскакивали в «черную» зону.

Выданные милиционерам костюмы химзащиты не понадобились. От радиации защищались респираторами. Всем были выданы также индивидуальные дозиметры. Пользоваться водой из колодцев, а также срывать овощи и фрукты в местных огородах и садах запрещалось, однако удержаться было невозможно. Все вокруг цвело и благоухало. В садах зрела черешня, на грядках росла сочная клубника. Весь этот богатый урожай просился в рот. Никто, конечно же, не мыл тех ягод. Кто-то за эту необдуманность потом поплатился своим здоровьем, а на ком-то присутствие в 30-километровой зоне и вовсе не отразилось. Александр Крышталь пробыл в командировке 40 суток, но ее последствий на своем организме не ощутил.

О тех событиях напоминают ему три медали, которых он был удостоен как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и пожелтевшая справка, выданная в 1986 году. Уже многое забылось, стерлось из памяти. Годы отдаляют трагические события 36-летней давности. Но апрель для контролера отдела охраны Департамента МВД Александра Крышталя по-прежнему месяц особый – незабываемый и горький, также как и для многих тысяч ликвидаторов и местных жителей, лишившихся своей малой родины.

Алина САНЮК.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ и из архива Александра КРЫШТАЛЯ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *