Брюки-клеш, обтягивающие водолазки и высокие каблуки. Что было в моде в Ошмянах в 70-80-е годы

Культура

Сделано на века

Что касается заготовительного ларька, то здесь можно было купить и импортные джинсы, и сапоги-чулки, и фарфоровый сервис, пуховое одеяло, бытовую технику.

Все приобретения тех лет были настоящими, сделанными на века. Трудно представить, но в доме Людмилы Специан до сих пор хранятся столовый сервиз тех времен, японское пуховое одеяло, пылесос «Сатурн», выпущенный в 1960 году (!), висит в шкафу одежда, которая выглядит почти как новая, потому что ткани не знали сносу. Как память о годах молодости, сложены в коробки несколько стильных шляпок. Очень хорошо шила их ошмянка Станислава Каранкевич.

В 60-е годы особую популярность приобрели фарфоровые статуэтки. В качестве сувениров и подарков их привозили чаще всего из Чехословакии и составляли в сервант. Горожанка Ольга Неверкевич уже и не помнит, откуда отец Филипп Алексеевич в 1960 году привез «девочку с курочками», но она до сих пор хранится как память о родителях вместе с набором хрустальной посуды, подаренным Любови Парфеновне в 1966 году.

Позже чуть ли не в каждом советском серванте стояли статуэтки с рыбками в виде графина с рюмками в сине-белых тонах.

О, «Мадонна»!

Символом достатка в Советском Союзе в 70-80-е годы стал импортный сервиз «Мадонна», в простонародье называемый «пастушкой». Легендарный сервиз (полный набор чайной, кофейной и столовой посуды) был популярным подарком, который преподносился в честь юбилея, свадьбы и других знаменательных событий. Сначала его привозили из ГДР советские офицеры. Позже его можно было купить даже в Ошмянах. Продавался он в заготовительном ларьке. Пользовались им только по праздникам. Чаще всего сервиз просто стоял на стеклянных полках серванта на зависть соседям и гостям!

В 70-е годы советские люди, как самые читающие люди в мире, начали покупать книги. Они тоже были дефицитным товаром. Подписку на книжные серии отечественных и зарубежных классиков, белорусскую литературу можно было оформить в книжном магазине (в Ошмянах одно время он располагался на улице Красноармейской, на месте нынешнего хозмага). Правда, сделать это удавалось не всем. Только самые настойчивые и активные, а также «приближенные» к работникам райсоюза становились обладателями модных в то время изданий. А вот полное собрание сочинений Карла Маркса или Владимира Ленина в 55 томах в Минске было в свободном доступе.

Книжный магазин в Ошмянах

В 80-е годы «обзавестись» популярной книгой можно было, вступив в любительское объединение читателей. Чтобы стать его членом, нужно было внести денежный взнос. К сожалению, не припомню, был он разовым или ежемесячным, но удостоверение со значком хранится у меня до сих пор.

Стиляги небольшого городка

А как же мужская мода, скажете вы? Модники, конечно же, были и у нас. Закройщик мужской одежды Довкша шил модные в конце 60-х — начале 70-х годов брюки-клеш. Их ширина достигала 32 и более сантиметров. А те, кому этой длины было мало, пробовали выделиться другим образом. Как вспоминает Валерий Пихтулов, парни в карманы брюк клали батарейки, тянули под штаниной провода, на конце которых крепились лампочки. Вечером низ брючин светился, как новогодняя елка. Однако такое самовольство не разрешалось. Добровольные народные дружины таких модников задерживали и срывали «иллюминацию».

Дефицит порождал спекуляцию. Что-либо раздобыть — от одежды до музыкальной аппаратуры — можно было только у спекулянтов. В моду начали входить обтягивающие водолазки, потом джинсы-варенки. В подворотне они стоили в среднем 100 рублей. Модным считался тот, кто носил кожаную или велюровую куртку. Мужчины постарше наряжались в плащи. Шапки заказывали в основном в КБО. Массово носили кроличьи и пыжиковые, а вот шкурки нутрии, из которых также шили шапки, добывали на базе райсоюза по большому блату.

В 1961 году самые смелые начали стричься под музыкантов легендарного квартета «Битлз», но для такой прически нужно было немного отрастить волосы. Комсомольские патрули таких модников на танцах «отлавливали». Не разрешалось ходить по улице в шортах. Местного модника Давида Берзака за появление в таком виде на улице задержала милиция и провела разъяснительную беседу. Больше Давид в «растлевающей» советскую молодежь одежде в общественных местах не появлялся.

Были в Ошмянах и свои стиляги. По словам Валерия Пихтулова, парни старше его на 5-7 лет носили брюки-дудочки. Они были настолько узкими, что приходилось ноги намыливать мылом, чтобы натянуть брючину. Надевали такие брюки в лежачем положении.

А если говорить о мужской обуви, то мода на нее менялась стремительно. Сначала носили туфли с острыми носами, затем – с обрубленными, а потом «писком» стали высокие каблуки, которые достигали 6-7 см.

1979 год

В 60-70 годы модным считалось иметь радиоприемник и магнитофон. Те, кто мог раздобыть рижский «ВЭФ» или хотя бы «Океан», считались недосягаемыми. Вечером с 20.00 до 21.00 на длинных волнах транслировалась музыкальная программа студии «Ритм». Парни в это время прогуливались по центральной улице Ошмян, на полную громкость включая музыку. Потом появился бобинный магнитофон «Весна». Молодежь ездила в Минск, прочесывала комиссионные магазины. Если посчастливится, можно было взять что-то рижского производства – техника была отличного качества. Для таких приобретений долго копили деньги, даже умудрялись подрабатывать.

На сцене – «Банный лист»

Школьная безоблачная жизнь Сергея Жилика приходилась на 70-е годы. Помимо кожаного узкого галстука и чемодана-дипломата, которые считались высшим пилотажем по тем меркам, чтобы быть в «тренде», нужно было разбираться в стилях и направлениях отечественной и зарубежной музыки. Меломаны в глазах тех, кто о музыке знал понаслышке, были высшей, недосягаемой кастой. «Трендом» того времени считались школьные ансамбли, которые выступали на творческих мероприятиях и дискотеках. Они возникли как подражание вокально-инструментальным ансамблям, созданным уже более зрелыми парнями. В каждом городе и районе таких групп было по несколько десятков. Одним из самых популярных в Ошмянах считался ВИА «Банный лист», первыми участниками которого стали Валерий Печковский, Валерий Бизукойть, Виктор Болзан, Вацлав Третьяк. В Гравжишках и за их пределами гремел коллектив «ЭВМ», название которого возникло из первых букв имен музыкантов (Эдуард Булкевич, Василий Сидорович и Михаил Сергей).

ВИА «Банный лист». 1987 год
ВИА «Банный лист» три десятилетия спустя

Чтобы быть в курсе музыкальных течений, молодые люди просто обязаны были иметь проигрыватель или магнитофон. Первым таким аппаратом, появившимся в семье Жилик, был переносной катушечный «Иней-303». Уже учась в университете, Сергей на заработанные в стройотряде деньги купил себе кассетную «Вегу». Техника постоянно обновлялась, познания в музыке расширялись, на музыкальную арену выходили все новые лидеры. В универмаге можно было купить виниловые пластинки популярных групп и исполнителей. Хиты групп «Машина времени», «Спейс», «Зодиак», «Браво», «Арабески», «Бони М» звучали из каждого окна.

ВИА «ЭВМ». 1995 год

Даже теперь, по прошествии времени, Сергей Александрович не потерял интереса к музыке. Когда звучат ритмы дискотеки 70-80-х годов, он ловит себя на мысли, что музыка, популярная почти пять десятилетий назад, интересна и нынешнему поколению. Под нее с удовольствием танцует и современная молодежь.

— Через музыку, одежду, аксессуары мы выражали свое отношение к миру и окружающим нас людям, — отмечает Сергей Жилик. – Мы не бросали вызов, не хотели показать превосходство над кем-то. Просто, шли в ногу со временем. Мы делали современные стрижки, варили в общежитии джинсы в тазике, стояли в очереди за кроссовками. Старались заработать сами, были благодарны родителям, если они нам помогали купить модную вещь. Помню, к примеру, как отец с матерью мне за поступление в вуз подарили джинсы Rifle. Они были куплены через заготларек. У современной молодежи другое, свое представление о моде. Мода стала более демократичной и удобной что ли. Но молодежь, да и люди старшего поколения, ею не перестают интересоваться, так как она позволяет подчеркнуть свою индивидуальность и уникальность.

Алина САНЮК.

Фото из архивов О. Неверкевич,

В. Сидоровича, Л. Станулевича, С. Муцянской.

Цвет настроения – модный. Как одевались ошмянцы в середине прошлого века

Банты для школьниц, женские брюки и где можно было купить парфюм в 70-е годы в Ошмянах

[stextbox id=’alert’]Использование материала в полном объеме запрещено без письменного разрешения редакции газеты «Ашмянскі веснік». За разрешением обращайтесь на oshvest@mail.grodno.by[/stextbox]

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *