Мода, пожалуй, самое загадочное явление в нашей жизни. Она прослеживается не только в одежде и украшениях. Мода наглядно отражает нашу действительность, манеру поведения и индивидуальность. Она невольно проникает во все сферы: искусство, архитектуру, литературу, нашу повседневную жизнь, отпечатывается на предметах быта и внешнем виде. Она обогащает наш лексикон новыми словами.
Сегодняшние «тренды», «бренды», «аутфиты» и «луки» совершенно непонятны тем, кто носил «мексиканского тушкана» и фильдеперсовые чулки. И, наоборот, нынешняя молодежь вряд ли объяснит, что такое «гамаши» и «дачка».
Вчера было модно то, сегодня – это. Мы постоянно пытаемся соответствовать веянию моды, стремимся понять, принять и угнаться за ней, изменчивой и ветреной, часто непредсказуемой. Простаиваем в очередях по случаю открытия брендовых магазинов, мониторим модные сайты и группы в социальных сетях, посещаем недели моды…
У наших бабушек и прабабушек, да и дедушек, чего уж тут скрывать, таких возможностей не было, но они не переставали быть модными и стильными. Каких усилий им это стоило? За чем приходилось «гоняться» и на какие жертвы идти? Попробуем приоткрыть завесу интригующего мира ошмянских модниц и модников, начиная с конца сороковых годов.
Шуба ручной работы
После войны в Ошмянах была образована артель «8 Марта», которая включала кожевенную и портняжную мастерские, а также парикмахерскую. Именно это предприятие по улице Гольшанской помогало жителям города решить вопросы с пошивом одежды и обуви на заказ. Сюда на работу пришла портнихой в 50-е годы Галина Ивановна Довжик. Бригада из восьми человек, в состав которой она входила, занималась пошивом верхней женской одежды. Почти все специалисты были самоучками. Галина в их числе. Швейному мастерству училась она у родителей, на Островетчине, где жила с семьей. У матери с отцом от клиентов отбоя не было. Приходили и приезжали к ним люди со всех уголков своего и соседних районов. Зимы в то время были настоящими, поэтому пользовались популярностью «кожухи», которые отец шил и зимой, и летом. У матери местные модницы заказывали блузки и платья из ситца, юбки из простенькой ткани. Галя всегда помогала родителям. Однажды даже, пока они были в отъезде, пошила матери платье, разутюжила все швы и повесила аккуратненько в шкаф. Носила ли мать обновку, она не помнит, но родители не ругали Галину за эту детскую активность. Понимали, что швейное ремесло всегда поможет дочери заработать на кусок хлеба.
Зарплата в артели меж тем не была высокой. Трудились портнихи в две смены, однако все равно не могли справиться с большим потоком заказов: их брали на два месяца вперед. При этом женщины умудрялись еще шить на дому, а между работой находить время на детей и домашнее хозяйство.
По вечерам она допоздна шила ошмянкам шубы. Галина Ивановна признается, что через ее руки прошли все меха, какие только были в природе. Вот только еноту давала она «от ворот поворот» — уж очень длинным был ворс меха этого животного, невозможно было вдеть иголку. Тут нужно заметить, что шила Довжик шубы не на машинке, а вручную. На выполнение заказа уходило около месяца. Сколько стоило пошить шубу, Галина не помнит. Много воды с тех пор утекло. Однако замечает, что цены не были «кусачими» и справить себе меховую обновку, а к ней еще и шапку, могли многие.
Спустя время в магазине начали появляться готовые изделия, но за ними нужно было устраивать настоящую охоту. До сих пор помнит Галина Ивановна, как за мальчуковым костюмчиком с начесом простояла целый день. И как потом была расстроена, когда перед ней этот товар закончился. С детскими колготками была отдельная история. Их поначалу привозили на заказ из Польши или Вильнюса и готовы были платить любые деньги.
Диковинка из-за границы
Во времена СССР дефицитом были даже чулки. Их, кстати, носили поначалу и мальчишки, и девчонки. Были они хлопчатобумажные, чаще коричневого цвета. А что касается модниц, то они уже «гонялись» за чулками из нейлона. Те, что производились в самом Союзе, сложно было назвать элегантными. Поэтому особенно ценились эти товары из ГДР и Чехословакии. Достать их было сложно, но если модницам это удавалось, то берегли их как зеницу ока.
Людмила Петровна Лазовская вспоминает, что в школьные годы, где-то в 1963 году, она переписывалась со сверстницами из Болгарии и Чехословакии. Тогда переписка детей из соцстран велась очень активно. Школьники обменивались обычно открытками артистов и певцов. Девчата слали друг дружке и «приятные женские мелочи». Помнит Людмила, как отправила в Болгарию чулки (хотела удивить иностранок этим дефицитным у нас товаром!), а в ответ получила настоящие колготки. Их она видела в первый раз и даже представить не могла, что такое может быть в реальности. Посылку деревенская девчонка понесла в класс. Диковинный предмет женского гардероба обсуждался тогда всей школой.
В начале 60-х годов колготки у нас становятся предметом всеобщей зависти. Стоил такой атрибут одежды безумно дорого: при огромной цене от 7 до 15 рублей (средняя зарплата составляла 80 рублей) они были драгоценностью. Их занашивали до дыр, штопали (даже собственными волосами, чтобы было незаметно), а когда дыр становилось неприлично много — все равно не выкидывали. Оставляли «под брюки». Или использовали как сетку для лука. А еще из них вязали круглые коврики. Выкинуть рука не поднималась…
К 70-м годам в продажу поступили так называемые «дедероновые» колготки (из ГДР). Через некоторое время в галантерейных отделах появились специальные устройства для поднятия петель, и женщины уже с помощью их начали «чинить» колготки. Не трудно догадаться, что такое устройство стало обязательным атрибутом и в ошмянских домах. А еще наши модницы клали колготки в холодильник, дабы продлить им жизнь. Такой совет публиковал журнал «Работница», который в районной библиотеке пользовался большим спросом.
Цвет настроения – модный
Мода к нам приходила, конечно, с опозданием. Те же чулки из фильдекоса (фильдеперсовые) уже были в эпоху НЭПа. Вспомните фильмы о той поре! Но в двадцатые годы мы про них даже и не слышали.
Хотя ошмянским модницам грех было жаловаться. Если говорить о конце 50-х – начале 60-х годов, то уже тогда женщины могли себе позволить съездить «прибарахлиться» в соседнюю Литву. В Вильнюс направлялись не только за колбасой, рыбой и сыром, но и на рынок за тканями, нитками для вязания, ювелирными изделиями, шляпками, журналами мод, из которых можно было скопировать образцы для пошива, и за средствами гигиены. Оттуда еще можно было привезти школьную форму отличного от нашего фасона, что позволяло юным красавицам уже в школе выделяться из сине-коричневой массы.
Часто приезжали в гости к местным жителям родственники из Польши. Привозили они свою косметику и духи “Быть может”. Предлагаемая одежда в большинстве своем была из искусственных тканей: кримплена, кристалла и бистора. Но на это не обращали внимания, ведь блузки, пальто, платья, мужские рубашки и брюки польских производителей были настоящим шиком. В эпоху повального дефицита яркие и модные польские вещи могли позволить себе далеко не все. Так как и чехословацкую обувь и финские костюмы и платья.
У Людмилы Петровны Лазовской жили за границей родственники. Поэтому и гардероб ее отличался от того, который носили сверстницы. Были у нее и чешские сапоги-казачки сиреневого цвета, и кожаное пальто с чернобуркой за 300 рублей, и кроличья косынка, в которой форсили все ее однокурсницы из Новогрудского техникума.
— Тогда на цвет особого внимания не обращали, – признается Людмила Петровна. – Что удалось достать, то и было модным. Везением считалось, конечно, если получалось подобрать в тон сапоги и сумочку, пальто и берет. Но порой приходилось даже обувь носить не по размеру. Хорошо, конечно, если на размер больше, эту коллизию можно было исправить с помощью ваты, а если меньше – приносили себя в жертву моде. А жертв этих было много! В чулочках по морозу ходили на танцы и в кино. Даже в снег одевали туфельки. А все из-за повального дефицита.
Алина САНЮК.
Фото из архивов жителей нашего города.
[stextbox id=’alert’]Использование материала в полном объеме запрещено без письменного разрешения редакции газеты «Ашмянскі веснік». За разрешением обращайтесь на oshvest@mail.grodno.by[/stextbox]