Как прививать велокультуру?

Общество

«Велосипедная мода поглотила нас полностью. В последнее время все больше и взрослого населения, и молодежи пересаживаются на велосипеды в качестве средства передвижения. На городских улицах много велосипедистов. Сегодня вообще модно быть здоровым и спортивным, иметь качественную двухколесную «машину» и регулярно ею пользоваться. А вот насколько комфортно в нашем городе передвигаться велосипедистам? Есть ли на тротуарах обозначения, что езда на велосипеде разрешена? Какой должна быть  велопарковка, и есть ли она в нашем городе? Как развивать велосипедный туризм  и прививать велокультуру без минимальной инфраструктуры!?»-  недавно задавал вопросы неравнодушный читатель корреспонденту нашей газеты.

IMG_9349

Да, бесспорно, велосипед — легкий, экономичный и популярный вид транспорта. Много велосипедистов на улицах не только Минска и Гродно, но и в нашем городе их достаточно. Даже те, у кого есть дорогое авто, тоже пользуются велосипедом: молодым он подходит для прогулок и экстремальных поездок, людям среднего возраста и пожилым катание на велосипеде заменяет занятия физкультурой и спортом.

Велосипедное движение в нашем городе  набирает темп. Создан клуб энтузиастов и любителей Rovar, участники которого неоднократно принимали и принимают участие в велопробегах. Об этом  не раз писала  газета, популяризируя и пропагандируя увлечение неравнодушных людей.

«Велодорожка в урочище Сухая есть. Спасибо. Но оставить велосипед в центре улицы Советской в городе просто негде. А ведь так важно развивать велосипедное движение, прививая велокультуру с мелочей», — рассуждал наш читатель.

Соглашусь с читателем, причин развивать велодвижение много, как и прививать культуру езды на велосипеде.  Самая, пожалуй, главная — способ поддерживать здоровье. Теперь у многих из нас малоподвижный образ жизни и нехватка физической активности. Другая причина в том, что велосипед — оптимальное решение многих транспортных проблем. Это идеальное средство передвижения на короткие дистанции. Чем больше людей пересаживается на такой вид транспорта, тем меньше заторов в час пик и тем меньше загружен город автомобильными парковками. А от этого выигрывают все — автолюбители, пешеходы, велосипедисты и люди, которые пользуются общественным транспортом. Велосипед решает и экологические проблемы. Количество вредных выбросов можно снизить как раз-таки за счет этого вида транспорта. Кроме этого, средства, вложенные в велосипедную инфраструктуру, компенсируются за счет экономии на развитие автомобильной инфраструктуры. Еще одно преимущество велосипеда — возможность поездок «от дверей к дверям».

А вот куда поставить свой «байк», пока хозяин решает какие-либо свои  вопросы и проблемы, корреспонденты решили выяснить, отправившись в рейд по городу.

«Проблемой велопарковок в городе были озадачены еще в 2014 году», — рассказала начальник отдела архитектуры и строительства Ошмянского райисполкома Ирина Ромме. — Утвержден план  их обустройства  возле объектов социального назначения в городе. По задумке инициаторов, такие парковки  появились и возле административных зданий  других организаций и учреждений. Многие собственники реализовали поставленную задачу и обустроили простейшие  стояночные сооружения, а тем, кто не создал удобства, — настоятельно рекомендуем сделать это в короткий срок».

Казалось бы, велостоянка — это неоценимый плюс и повод порадоваться развитию городской инфраструктуры, но  комфорта для велосипедистов возле наших  некоторых  административных зданий не наблюдается. Отсутствует и специальная городская велостоянка для  велотуристов,  посещающих наш город и район с туристической миссией.   А ведь каждый хозяин «двухколесного друга» хочет быть увереным, что найдет свой оставленный транспорт  в  целости и сохранности, тем более турист. «Велопарковки прочно входят в обычную  жизнь,  их дизайн во многих городах впечатляет.   Будем над этой проблемой работать и мы, — поясняет Ирина Ромме. — Стоянку для велосипедов могут организовать и жители многоэтажных домов, и индивидуальные предприниматели, и владельцы агроусадеб, кафе. Крайне необходима она возле библиотек, спортивных площадок, стадионов, зон отдыха, магазинов, в центрах агрогородков. Мы готовы  предоставить собственникам  эскизы на изготовление,  проекты на обустройство. В начале мая проинспектируем, как выполняют задачу собственники по обустройству малых архитектурных форм, и обязательно акцент будет сделан на обустройство велопарковок».

Обзор уличных велопарковок в городе подтвердил слова, сказанные И.Н.Ромме. Над темой развития велоинфраструктуры  в нашем районе необходимо работать  системно. Открываются новые современные объекты, реконструируются старые, и, учитывая значимость туристической привлекательности родного края,  тут крайне важна и фантазия дизайнера при оформлении территории, красота стиля  и разработка нестандартных вариантов архитектурных малых форм, в том числе и велопарковок. В городском сквере, парке уже сейчас ощущается острая необходимость парковок велосипедов. По улице Советской, в самом центре города оставить свой двухколесный транспорт в обустроенном месте можно, но только на приличном расстоянии: центральная аптека — магазин «Кірмаш». Отсутствуют парковочные места для велосипедов возле физкультурно-спортивного комплекса, стадиона возле аграрно-технического колледжа, в зоне отдыха у водоема в квартале Строителей, городской бани.

Как разойтись велосипедисту и пешеходу на тротуаре или специально выделенной дорожке? Имеются ли эти выделенные дорожки на наших улицах? Эти отношения регулируются Правилами дорожного движения в Республике Беларусь. «Передвижение пешеходов по велосипедной части тротуара, также как и передвижение велосипедистов по пешеходной части тротуара, не запрещено. Административной ответственности за такие действия не предусмотрено, однако пешеходы и велосипедисты должны проявлять уважение и внимание друг к другу», — прокомментировал  Александр Каморник, старший госавтоинспектор отделения ГАИ Ошмянского РОВД. Он напомнил, что, нарушив  Правила дорожного движения, велосипедист подпадает под санкции ст. 18.23 КоАП, согласно которой его ждет штраф от 1 до 3 базовых величин, а если правонарушение совершается в состоянии алкогольного опьянения —  штраф от 3 до 5 базовых величин. Актуальны вопросы сохранности и безопасности.

Велосипед не автомобиль, его нельзя запереть, поставить на сигнализацию, чтобы не угнали. Его можно только прикрепить замком к неподвижному предмету. И если есть парковка для этого — безопасность  регулируется, обеспечивается сохранность.  Но все чаще мы наблюдаем картину, когда «велик» приставлен к столбу, дереву, ограде, лавочке для сидения. А зачастую и подходящего предмета вообще нет поблизости. О какой тогда пропаганде велокультуры  идет  речь?

IMG_9466

Пока готовился материал, случайно около музея им. Ф.Богушевича встретила двух туристов из Прибалтики на велосипедах. Разговорились.  Тема велодвижения актуальна и в Риге. Бывалые велотуристы назвали пять причин, по которым, на их взгляд, необходимо устанавливать стоянки для велосипедов, и чем  их больше, тем лучше. Как отметили они, первая причина — лояльность клиентов, если это парикмахерская, кафе, бар и т. д. Если удобная парковка установлена, то будьте уверены: ваши клиенты, у которых есть велосипед, будут любить и ценить вас больше. А случайные клиенты на велосипеде точно станут вашими постоянными клиентами.  Вторая причина — конкурентное преимущество.  Не сомневайтесь. В радиусе 2 километров от вашего заведения проживает много людей велосипедистов. Когда они увидят велостоянку, то, поверьте, предпочтение отдадут вам, а не конкуренту. Социальная ответственность — превыше всего. Город переполнен машинами, много выхлопных газов. А вы, установив велостоянку, с чистой совестью можете смело утверждать: «И я внес свою лепту в чистоту любимого города!». Маркетинговый ход. Из велопарковки хорошие хозяева делают целое событие, пригласив велосипедистов, местную прессу, распространив пресс-релизы своего бизнеса через них. Можно устроить и целую акцию для велосипедистов, приехавших на велосипеде впервые. Возможностей много — была бы велостоянка. Будьте уверены, даже без дополнительных усилий ваше заведение станет известнее, чем было оно до этого. Благодарные велосипедисты выставят фото вашей стоянки на интернет-форумах и в социальных сетях, расскажут друзьям и знакомым. О вас они будут говорить — и только хорошие слова.

Независимо от формы собственности, велопарковка нужна и сотрудникам государственных предприятий, учебных заведений: меньше опозданий на работу и учебу, поднятие тонуса, меньше больничных листов, реклама труда и велоспорта в целом. А для ИП оборудование велостоянки — право рекламировать свой бизнес как дружественный для велосипедистов.

Кто поспорит с этими доводами?  Но найдутся люди, которые скажут, что это не единственное и далеко не главное, что нужно городу. Однако мир динамично развивается и нам хочется идти в ногу со временем. Пересаживаясь на велосипеды, время объединяться и, конечно же, помогать власти развивать велокультуру в городе, сообща делать доброе дело для всех.

Анна ДАВИДОВИЧ.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *