Поезд прибыл на станцию «Отдых». Ядвига Корсак

Общество

14 января 1873 года территорию современного Ошмянского района пересекла железная дорога. Полтора века назад было открыто движение на участке Минск – Новая Вильня Литовской Республики Ландварово–Роменской железной дороги. Через три года она была преобразована в Либаво-Роменскую и значительно ускорила экономическое развитие Ошмянского повета.

Мало кто знает, что первоначально станция в Докурнишках – современная станция Ошмяны – носила название Солы, а в Солах тогда существовал «Ошмянский разъезд номер 12». В годы Первой мировой войны немцы построили в Солах большой железнодорожный узел и назвали его Солы-Восток, а прежнюю станцию в Докурнишках определили как Солы-Запад. В послевоенное время станция в Солах приобретает одинаковое с населенным пунктом название, а докурнишская станция становится станцией Ошмяны. Именно она определила профессиональный путь девчушки из Огородников. Ядвига Корсак отдала работе на железной дороге 37 лет, 29 из них была начальником станции. На вопрос, который ей не раз задавали: «Хорошая ли была работа?», Ядвига Чеславовна отвечает однозначно: «Ответственная!».

Тем не менее женщина ни разу не пожалела, что после восьмилетней Новоселковской школы по примеру двоюродной сестры поступила в Вильнюсский техникум железнодорожного транспорта. В 19 лет молодым специалистом Ядвига пришла дежурной по станции Ошмяны. Юношеские романтические представления вскоре развеялись – работа требовала ответственности, собранности, обязательности. Этих качеств у Ядвиги было не занимать, а когда появился опыт, ее назначили начальником станции.

За время ее работы здесь изменилось многое: от паровоза, заправлявшегося из старой водонапорной башни, замены путей, обновления средств связи до коллектива. В этой по-настоящему мужской профессии с годами остались почему-то одни женщины. Сегодня практически все – на заслуженном отдыхе. Правда, как отмечает Ядвига Корсак, бывших железнодорожников не бывает. Они и сейчас интересуются рабочими вопросами, с радостью делятся опытом с молодой сменой, которая сейчас работает на станции. Молодежь уверена, что вклад ветеранов железнодорожного дела – Янины Андрушойть, Валентины Бабойть, Тересы Егоровой, Янины Муравской, Марии Герасим, Ядвиги Корсак – неоценим. Ведь каждый из них – настоящий профессионал своего дела, добросовестно выполнявший работу.

Мерный стук колес, которым отмечено для пассажиров движение поездов, для железнодорожника – напряженный ежедневный труд. Ведь железная дорога не знает выходных: пассажиры ездят и в праздники, и в будни, и в жару, и в холод; также точно, по расписанию, доставляются грузы. Задача коллектива станции во все времена остается неизменной – организация перевозочного процесса: обслуживание пассажиров и клиентов по грузовым перевозкам. И что, пожалуй, самое главное – обеспечение безопасности движения.

Чтобы справляться с этими задачами, вспоминает Ядвига Чеславовна свой профессиональный путь, необходимо жить на станции. Как руководителю, ей приходилось всегда быть на расстоянии вытянутой руки – помогало то, что жила она рядом – в служебной квартире. Это позволяло заменить внезапно заболевшего сотрудника, в течение нескольких минут оказаться на станции, если возникала внештатная ситуация. А они, как в любой работе, случались.

– Однажды ночью раздался звонок, дежурный по станции сообщил: «Стрелка не переводится» или другое: «Идет поезд, горит вагон», – вспоминает бывший начальник станции.

Очевидно, что напряженный ритм работы требовал и требует от железнодорожников предельной ответственности и готовности в любую минуту быть на рабочем месте.

Лишь в конце профессионального пути Ядвига Чеславовна решилась переехать со Станции Ошмяны – появилась возможность обзавестись своим домом. Теперь, на пенсии, это настоящая отдушина. Правда, железная дорога Ядвигу Корсак не отпускает и сейчас – в уютной гостиной сельского домика в Солах можно часы сверять по звуку поездов. Ядвига Чеславовна точно знает, когда идет электричка, когда – товарняк.

– Не верится, что так быстро пролетело время. Кажется, только вчера я зашла в помещение дежурной по станции, – с сожалением вспоминает собеседница.

Ее поезд прибыл на станцию «Отдых». Впрочем, оптимистка по жизни, она и сейчас не скучает. Наконец, появилось время на любимые занятия. Небольшой приусадебный участок утопает в цветах и ароматах, которые щедро дарят флоксы, розы, клематисы, бархатцы. На столе у гостеприимной хозяйки всегда свой травяной чай. Мята, ромашка, липа, мелисса – отличный вариант для вечерних посиделок. А недавно Ядвига Чеславовна вместе с мужем попробовали собрать и ферментировать иван-чай – и детям, и внукам нравится.

…Очередной профессиональный праздник – День железнодорожника – Ядвига Корсак, как и много лет к ряду, планирует отметить в кругу коллег – на Станции Ошмяны пройдет торжество «Стальная магистраль».

Людмила РЫБИК.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *