Зигмунд Юндель обучает, а не готовит к экзамену

Общество

В жизни каждого водителя, будь то любитель или профессионал, был инструктор – учитель, который не просто «натаскивал» его для сдачи экзамена в ГАИ, а давал много полезных советов и на практике отрабатывал теорию. Для многих именно этот человек стал помощником в осуществлении заветной мечты и проводником в увлекательный мир автомобилей. У водителей он всегда единственный, хотя, конечно, бывают и исключения! А сколько курсантов проходит обучение у инструктора за время его профессиональной деятельности?! Об этом мы решили спросить у инструктора по вождению со стажем работы 23 года Ошмянского аграрно-экономического колледжа Зигмунда Юнделя.

У Зигмунда Александровича их было около тысячи. Разных: мужчин и женщин, в возрасте и совсем юных, смышленых и тех, кому практические навыки давались с большим трудом.

Мы разговариваем с инструктором в учебном автомобиле, а в руках он держит карточки восьми своих новых обучающихся. В конце мая очередная группа сдала экзамены, а через три месяца такие же испытания ждут и их. Пока же инструктор только знакомится с новичками. В этот раз у него одна молодежь.

— Однако это вовсе не значит, что мне повезло, — опережая встречный вопрос, улыбается мой собеседник. – Все люди разные. Человек в возрасте может обучиться на ходу, а двадцатилетний парень никак не «перешагнет» через страх и волнение. Бывает, что на первых занятиях по вождению ученик вцепляется в руль мертвой хваткой, волнуется, плохо слышит то, что ты ему говоришь. Приходится объяснять, что нужно взять ситуацию под контроль.

За годы работы Зигмунд Александрович пришел к выводу, что обучение вождению – это не только урок, но еще и тонкий психологический подход. Очень важно успокоить курсанта, чтобы тот не растерялся на дороге, а где-то и похвалить, порой даже «авансом». И первые успехи не заставят себя ждать: человек раскрепощается, увереннее чувствует себя за рулем.

Сам Зигмунд Юндель отдаленно помнит своего инструктора, ведь обучение вождению от военкомата проходил в далеком 1977 году. Уверенные практические навыки у парня уже были. «Крутить баранку» научили братья. Их у младшего Зигмунда было шестеро, да плюс еще две сестры. Старшие братья стали водителями. По тем временам оставлять служебный автомобиль в своем дворе было нормой. Домой, в деревню Сокотеняты Гольшанского сельсовета, они всегда пригоняли машины. Так и учился Зигмунд: еле доставал до педалей, но настойчиво хотел освоить настоящее мужское дело. Опыт вождения постигал Юндель уже в рядах вооруженных сил – возил директора военного завода в Москве. Из армии «привез» он новое имя. Директор предложил называть молодого бойца Дмитрием – взамен трудновыговариваемого польского имени. С тех пор большинство нынешних курсантов величают своего инструктора Дмитрием Александровичем, даже не подозревая, что зовут его по-другому.

Водительский стаж Зигмунда Юнделя составляет 44 года. Несмотря на это каждые пять лет, в силу специфики работы, ему приходится обучаться на двухнедельных курсах в Гродно: «освежать» имеющиеся знания и приобретать новые. Не перестает Зигмунд Александрович учиться и у своих учеников. Постоянное общение с людьми разных профессий, характера и склада ума накладывает отпечаток и на него. Люди приходят из разных сфер: одни могут вылечить, другие – научить, третьи – посоветовать или проконсультировать.

Люди – это, пожалуй, то, что больше всего нравится мужчине в его профессии. Потому что каждая личность индивидуальна, у каждого ученика своя неповторимая история. Кто-то пришел учиться, потому что настояла мама, она же дала денег на обучение. У кого-то история печальная: умер супруг, а на автомобиле ездить некому. Кто-то поменял работу, и добираться до нее нет другой возможности, как только на своем авто…

Курс практического обучения составляет пятьдесят часов. Это время позволяет сблизиться со своими учениками. Поэтому, когда приходит час сдавать экзамен в ГАИ, инструктор переживает за каждого ученика: и за того, кто был внимательным и ответственным, и за того, кто пропускал все мимо ушей и надеялся на авось.

Своим ученикам Зигмунд Александрович не перестает повторять, что дорога ошибок не прощает.

— Если вы написали диктант на два балла, то все можно исправить: подучить, закрепить знания, а затем переписать. А вот ошибка на дороге может быть последней, — заключает мой собеседник.

Когда в колледже набирается на обучение вождению новая группа, многие курсанты сами просятся к Юнделю. И прежде всего потому, что у него за спиной – большой опыт. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов то, что он обучает не только умению управлять автомобилем, но и культуре поведения на дороге, которую никто не отменял. Его спокойствие и рассудительность подкупают сразу. Отличает Юнделя и пунктуальность. Об инструкторе много говорит и его автомобиль. Он всегда чист и «опрятен» как внешне, так и изнутри.

К автомобилям у Зигмунда Юнделя отношение особое, будь то служебный или личный – не важно. Технику любит он с молодости, как только приобрел личный автомобиль. От своего первого подержанного «жигуленка», за которым пришлось ехать в Оршу, был он на седьмом небе от счастья. Даже нынешняя новая иномарка не греет так душу, как тот автомобиль.

По словам Зигмунда Александровича, он не может позволить себе нарушить правила дорожного движения, не пристегнуться или неидеально припарковать автомобиль. Каждый его шаг должен быть четким и продуманным. Этого он требует и от своей дочери Ирины, которая обучалась вождению в Минске, однако премудрости парковки осваивала вместе с отцом. А еще Зигмунд Юндель понимает, что оценку инструктору дают и его ученики. И она всегда должна быть не ниже десятки!

Алина САНЮК.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *