Иван Стельмах: когда в руках новая жизнь

Общество

Врач-неонатолог Иван Иосифович Стельмах более четырех десятков лет трудится в родильном отделении Ошмянской ЦРБ. Практически каждый день на его глазах рождается жизнь, и он слышит первые крики малышей, которые приходят в новый для них мир. Иван Иосифович заботится о состоянии и здоровье новорожденных крох, а иногда даже борется за их жизни.

Неонатология – такая трудная и многогранная, интересная и безумно важная – огромный пласт жизни врача. Выбрав это делом своей жизни сорок два года назад, Иван Иосифович верен своему решению до сих пор. Более того, мужчина рассказывает, что, если вернуть время назад, то свой путь он повторил бы без изменений.

Окончив в 1980 году столичный медвуз, молодой человек сам уговорил комиссию на распределении отправить его на отработку на родину — в Ошмяны.

— А это тогда было не так-то и просто! — вспоминает врач. — Тогда ведь не смотрели, откуда ты. Когда подошла моя очередь на распределении, я осмелился высказать свое желание, однако место в Ошмянах было уже занято. Но мне все равно удалось убедить комиссию, и я вернулся домой.

— Почему Вы так хотели вернуться?

— Это же моя родина. Все наше поколение – как с маминой стороны, так и с отцовской — выходцы из Ошмянского района: родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, поэтому я попросту не представлял для себя другого места жительства.

— Какой момент в Вашей жизни можно считать той самой точкой невозврата, после чего Вы решили связать свою жизнь с медициной?

— Когда оканчивал школу, до последнего момента не знал, куда поступать. Учился очень хорошо, учителя считали, что я свяжу свою жизнь с математикой, так как именно по этому предмету часто побеждал на олимпиадах. Пойти на медицинский решился с легкой подачи своего друга — он поступал в Гродненский университет. Глядя на него, тоже решил выбрать эту сферу.

И только со временем, анализируя свои поступки и действия, Иван Иосифович понял, что этот выбор не был таким спонтанным – это все сидело в его голове на уровне подсознания. Мама врача много болела, и он, видя ее муки, когда еще был маленьким, с самого детства хотел ей как-то помочь.

— А как бы я смог это сделать? Сейчас я понимаю, что в моем мозге было заложено: если я стану врачом, я смогу помочь своей маме, — рассуждает неонатолог.

— А если бы комиссия на распределении была неумолима и определила бы Вас в другое место?

— Может, и вернулся бы после отработки на родину, если, конечно, не создал бы семью там. Какая бы жена за мной поехала?!

— Но Ваша ведь поехала!

— А куда она делась бы? – смеется Иван Иосифович.

Татьяна Федоровна, супруга Ивана Иосифовича, тоже педиатр. Поступать в медицинский университет в Минск молодая девушка приехала из далекого Геленджика, и так вышло, что в вузе она обрела не только профессию, но и супруга.

— Я был на пятом курсе, она – на первом. Познакомились, как и многие пары того времени, на танцах. Потом отношения стали постепенно развиваться, мы поженились, а в 1981-м появился первенец – сын Андрей.

Молодая пара жила в Ошмянах и трудилась в районной больнице. Главе семейства периодически поступали предложения по смене работы и места жительства: приглашали и в Геленджик на должность главврача одного из учреждений здравоохранения, предлагали и работу в Гродненском медицинском университете, но семейный совет всегда принимал решение оставаться в Ошмянах.

— Вы ведь педиатр, а как стали неонатологом?

— Когда я приехал в Ошмяны, Евгений Иванович Евчиц, тогда – главврач Ошмянской больницы, предложил мне эту должность, так как она освобождалась, – специалист уходила из-за моральной усталости, ведь работа была очень сложной в психологическом плане. Тогда медицина не была развита на таком высоком уровне, как это есть сегодня, да и рождаемость была повыше – было сложно как в физическом плане, так и в ментальном, ведь случалось и такое, что некоторых деток не удавалось спасти.

Доктор признается, что поначалу ему немного было страшно, но он все же решился. Безустанно занимался саморазвитием, выписывал книги, старался, искал информацию, изучал исследования, развивался. Бывали случаи, когда деток буквально приходилось «выхаживать» — по три-четыре месяца над ними сидел молодой врач, пока малыши не добирали до нужного веса и не становились крепче. Случалось и сталкиваться с потерей новорожденных, что особенно сложно давалось мужчине.

Пропадая сутками на работе, Иван Иосифович всегда знал, что у него есть крепкая поддержка и надежный тыл, а это – самое важное. Татьяна приносила мужу на работу «собойки» и сменную одежду, поддерживала, как могла, за что мужчина ей безумно благодарен.

— А когда чувствуешь, что ты важен и действительно можешь кому-то помочь, – неоценимо. Один случай мне хорошо запомнился. У меня был пациент — малыш, которого я лечил на протяжении четырех месяцев: «выхаживал» из веса в 900 граммов, все, слава богу, получилось, ребенок добрал до нужного веса, его выписали, и я об этом, можно сказать, забыл. Спустя время иду по городу, и тут ко мне подходит женщина и говорит: «Иван Иосифович, спасибо, что вы спасли моего ребенка. Вы помните? Он завтра в армию идет!». Представляете! На протяжении многих  лет эта женщина меня помнила и была благодарна.

—  42 года на одном месте. Как проработать столько лет и не выгореть?

— Ну почему же не выгореть? Выгорание наступает, когда ты очень ответственно относишься к своей работе. Когда ты врач – на кону жизнь, и это никакими деньгами не измеряется, и ты осознаешь эту ответственность. Смерть или любая неудача – рубец на моем сердце.

— Как себя восстановить после выгорания?

— Поддержка семьи. Мне в этом плане безумно повезло.

Дочь Ивана Иосифовича Алина пошла по стопам отца, она тоже неонатолог, сын Андрей работает в милиции. Радости добавляют внуки – их у Ивана Иосифовича пятеро – три внука и две внучки. Девочкам по четырнадцать, один внук скоро пойдет в школу и двоим сейчас по три годика. Сейчас мужчина мог бы находиться на заслуженном отдыхе, но он продолжает свое дело, помогая появляться на свет новым людям.

— За годы работы в медицине какой вывод Вы для себя сделали?

— Вывод в том, что я нахожусь на своем месте и ни о чем не жалею. Если бы вернуть время назад, я бы все сделал точно так же.

Инга ГИЗ.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *