Без срока давности

Общество

 

5 января Глава государства подписал Закон «О геноциде белорусского народа», которым предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Это не просто документ, обозначивший величину ущерба, который понесло население нашей страны в Великой Отечественной войне. Это важнейший шаг по повышению самооценки и развитию самосознания белорусских граждан. Расследование уголовного дела по факту геноцида продолжается. Оно ведется на уровне каждого района, в том числе и Ошмянского. Данные, полученные в ходе расследования, свидетельствуют о том, что число жертв тех трагических событий гораздо больше ранее озвученных цифр. Сегодня мы публикуем материалы, собранные по данной теме научным сотрудником Ошмянского краеведческого музея Светланой Черняк.

Это нужно живым!

История человечества неотделима от войн, которые оно вело на протяжении всей своей истории. Спросите всезнайку Гугл о том, сколько мы живем в мире, и вы получите ответ: «За 5500 лет в истории всего человечества насчитывается всего 292 мирных года».

Все мы изучали историю и вроде бы знаем, что результаты войн были катастрофическими для многих государств и народов, вспомните хотя бы походы Тамерлана. Губительные войны, как оказалось, — прерогатива не только восточных сатрапий, но и так называемых «просвещенных» европейских государств. Причем чем «просвещенность» выше, тем более кровожадного молоха войны она порождает. Вспомните опять-таки результаты Первой мировой войны: в общей сложности погибло более 10 миллионов человек, и значительную часть потерь составило мирное население. Политические и экономические итоги опустим, они общеизвестны. Вторая мировая побила этот печальный рекорд жертв — погибло до 65 млн человек, из них на фронтах – до 27 млн человек.

СССР потерял более 8,9 млн военных и от 11 до 18 млн мирных жителей. Германия – около 5 млн военных и около полутора миллиона мирных жителей. Китай – 3,8 млн военных и от 8 до 30 млн мирных жителей. Япония – почти 2 млн военных и 690 тыс. мирных жителей. Польша – 425 тыс. военных и 5,6 млн мирных жителей. Франция – 253 тыс. военных и 412 тыс. мирных жителей. Великобритания – более 286 тыс. военных и 96,7 тыс. мирных жителей. США – 405,4 тыс. военных и 3 тыс. мирных жителей.

Это официальные цифры! Казалось бы, стоп человечество! Может пора остановиться и вспомнить, что ты существо разумное, обладающее чувством самосохранения! Живи в мире и радости! А все, что уничтожает тебя, не только запрети, но помни о нем и всеми силами не допусти новых войн, воспитай новые поколения, чтоб и твои потомки помнили и не допускали. К чему это я?

Беларусь за свою многовековую историю не один раз становилась жертвой чужеземных захватчиков. Через нее с запада на восток, с востока на запад, с севера на юг и обратно ходили разные племена и народы, через нее прокатывались многие войны средневековья, нового и новейшего времени. Но только в ХХ веке белорусы оказались на грани полного уничтожения, потому что наши земли оказались лакомым куском для гитлеровцев.

В июне-августе 1941 г. под оккупацией на территории БССР оказалось около 8 млн жителей, а также около 900 тыс. советских военнопленных. Три года они вынуждены были терпеть массовый террор, расстрелы, разрушения городов и деревень, издевательства, насилие и нищету. Причем данную политику в отношении оккупированных территорий Гитлер и руководители Третьего рейха запланировали задолго до начала вторжения на территорию СССР и разрабатывали ее в годы самой войны, опираясь на план «Ост». Материалы таких разработок обнаружены в документах рейхскомиссариата «Остланд». Согласно карте-схеме, датированной 17 ноября 1942 года, Белоруссию от западной ее границы до линии Гродно-Слоним, южную часть Брестской области, районы Пинска, Мозыря и остальную часть Полесья по линии Пружаны, Ганцевичи, Паричи, Речица предполагалось полностью очистить от местного населения и поселить на ней только немецких колонистов. Во всех крупных городах Белоруссии фашисты намеревались создать поселения для привилегированных слоев немецкого общества. Количество местного населения, которое можно было бы оставить в этих городах, определялось точным расчетом: на каждого господина «высшей расы» два раба «низшей» расы. Так, в Минске и области намечалось поселить 50 тысяч немецких колонистов и оставить 100 тысяч местного населения, в Молодечно и его окрестностях – 7 тысяч немцев и 15 тысяч белорусов, в Барановичах – 10 тысяч немцев и 20 тысяч местных жителей, в Гомеле — 30 тысяч немцев и 50 тысяч местных жителей, в Могилеве и Бобруйске — по 20 тысяч немцев и 50 тысяч жителей.

Такие документы, как генеральный план «Ост», «Инструкция об особых областях к директиве № 21 (план «Барбаросса»)», датированная 13 марта 1941г., «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и об особых полномочиях войск» от 13 мая 1941г., «Двенадцать заповедей поведения немцев на востоке и их обращение с русскими» от 1 июня 1941г. и др. освобождали фашистских солдат от ответственности за преступления и возводили зверства по отношению к мирному населению в ранг государственной политики.

Оккупанты на ошмянской земле

На рассвете 25 июня 1941 года передовые немецкие части 12-й танковой дивизии 57-го танкового корпуса вермахта вошли в Ошмяны со стороны Вильнюса. Одной из первых жертв фашистов на ошмянской земле стал учитель рисования гимназии имени Яна Снядецкого Винцент Мешкуть, который спешил на работу утром 27 июня и был просто расстрелян с проезжавшего грузовика.

Первыми шагами оккупантов на захваченной территории стало введение ограничений гражданских свобод местного населения. На городских улицах были расклеены приказы немецких властей, которые информировали ошмянцев о пропускном режиме и установлении комендантского часа, об установленных запретах на передвижение, пользование радиоприемниками, транспортом и тому подобное. Все население, проживающее на оккупированной территории, подлежало обязательному учету и должно было получить новые оккупационные документы; если человек хотел посетить родственников, проживавших в другой местности, то должен был получить аусвайс в городской управе. Проведено новое территориально-административное деление — территория БССР была разделена между рейхскомиссариатами «Украина», «Пруссия», «Остланд» и «областью армейского тыла» группы армий «Центр». Ошмянский район относился до 1 апреля 1942 г. к рейхскомиссариату «Остланд» генерального округа «Беларусь», а после – переведен в генеральный комиссариат «Литва». Проведено переименование улиц города – в 1941 г  ул. Советская стала Вермахтштрассе, в 1942 г. ул. Чеслава Янковского – Франтишка Скорины, появились ул. Алеся Горуна, Франтишка Богушевича, Костуся Калиновского и Белорусская.

С первых дней войны немцы проводили массовые чистки: убивали коммунистов, комсомольцев, активистов советской власти, представителей интеллигенции. Еще в предвоенный период службы СД и полиции безопасности при помощи своих агентов создавали базы людей. Была таковая и по Ошмянскому району. По воспоминаниям Тамары Николаевны Кузьминой, бывшей пионервожатой первого пионерского отряда Ошмянского района, после освобождения Ошмян она вернулась на работу в среднюю школу, в которой работала до войны, и попыталась отыскать ребят из своего отряда. А далее цитирую дословно: «… После освобождения Вильнюса и захвата помещения гестапо нашла там альбом, в котором были собраны фотографии ошмянских коммунистов, комсомольцев, пионеров, активистов, помогавших строить советскую власть в Ошмянском районе. Многие из них были пойманы гестаповцами и замучены или расстреляны или повешены, о чем в альбоме была пометка. Погибла часть и моих пионеров. В этом альбоме находилась и эта фотография. Я ее храню как великую реликвию…». Речь идет о довоенной фотографии пионеров того самого первого отряда, которую она подарила затем краеведам СШ №1, переданную в фонды нашего музея в 70-х годах.

В сентябре 1941 года близ хутора Шейки были расстреляны советские активисты М. Голяс, Ф. Стефановский, С. Покульневич с сыновьями, П.Токаревич, Г. Пашкевич и другие.

С особой жестокостью уничтожались «расово вредные» части населения: евреи, цыгане, физически и психически больные. Первые акции против евреев начались уже в июле 1941 года, к осени ошмянские евреи были согнаны в гетто, где постепенно вымирали, против них организовывались акции уничтожения. В апреле 1943 года гетто Ошмян прекратило свое существование — его насельники были частично вывезены в концлагеря, переселены в гетто Вильнюса и Каунаса, расстреляны в Понарах: после освобождения в город вернулись единицы.

Был в Ошмянах, по некоторым сведениям и в д. Жупраны, лагерь советских военнопленных, в котором царили ужаснейшие условия: скученность, голод, холод, непосильный труд на железной дороге, ремонте дорог и мостов (лагерь принадлежал Главной железнодорожной дирекции «Центр»). Участь военнопленных также трагична — часть их была расстреляна летом 1941 года на окраине города, погибла от голода и болезней. Выжившие в конце 1941 года (по другим сведениям – в начале 1942 г.) были переведены в Молодечно в Шталаг–342.

Ошмянское население вербовалось на работы в Германию. На ул. Вермахтштрассе (бывшей Советской), 69 в здании еврейской школы разместилась биржа труда. Именно ее работники занимались вербовкой. Однако желающих было немного, поэтому многие трудоспособные жители повета (так стал именоваться район), получали повестки с требованием явиться на комиссию по определению годности к труду в Германии. За неявку угрожали расстрелом. Всего за время войны из Ошмянского района на принудительные работы в Германию отправлено около 7 тыс. человек. Дальнейшие судьбы их и сколько их вернулось на Родину – неизвестно.

Общие потери населения Ошмянского района определены Государственной комиссией по расследованию преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны — 1793 человека (по материалам сотрудников архивов Гродненской области, помещенных в районной газете от 15.4.1965 г. – 1769, от 01.05. 1970 г. – 1875 человек). Если прибавить тех, кто угнан в Германию, – около 9 тысяч человек. Много это или мало? Известно, что по немецкой переписи в мае 1942 года в Ошмянах проживало 9 тыс. человек. Вот и считайте, что город исчез с карты Беларуси в послевоенный период.

Каждый третий

Точное число потерь белорусского населения до сих пор неизвестно. Причины того разные, но по сути, любая озвученная цифра воспринималась оппонентами как политизированная. Людей, которые ее высчитывали, обвиняли либо в преуменьшении зверств гитлеровского режима, либо, наоборот, в стремлении завысить цифры того, что было. Поэтому разбежка весьма значительная. На сайте «Архивы Беларуси» говорится, что до войны в Беларуси в ее нынешних границах проживало 9,2 млн человек, в конце 1944 года — 6,3 млн человек. По данным Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, всего на территории БССР убито 2 219 316 человек гражданского населения и военнопленных. Однако впоследствии выяснилось, что сведения о людских потерях по ряду районов были значительно занижены, и что данные по некоторым лагерям для военнопленных — неточные. В эту цифру не включены пропавшие без вести или попавшие в плен и погибшие там бойцы Красной армии из числа белорусских жителей. Не учтены также вывезенные в Германию и погибшие там мирные жители. В настоящее время некоторые исследователи считают, что с учетом косвенных потерь за годы Великой Отечественной войны погибло от 2,5 до 3 и более миллионов жителей Беларуси, т.е. не менее чем каждый третий. В книге Сергея Новикова «Беларусь у кантэксце германскай гістарыяграфіі гісторыі Другой сусветнай вайны» приводятся подсчеты и зарубежных ученых – историков Б. Кьяри, который называет цифру в 1,6 млн, Х. Герлаха — 1,6−1,7 млн. , Х. Ленгарда — 2,2 млн белорусов. Польский исследователь М. Иванов пишет как минимум о 3,4 млн погибших жителей (1,4 млн мирных жителей без учета евреев, 800 тысяч погибших на фронте, не менее 350 тысяч — в плену, 100 тысяч — в партизанах, Армии Крайовой, 650 тысяч евреев и т.д.). То есть, опять же – каждый третий. Согласитесь: какими бы ни были эти цифры, они ужасны.

Преступления без имени

До 1944 года для описания преднамеренных систематических убийств использовались различные термины, в том числе «резня», «истребление» и «преступления против человечности». В 1941 году Уинстон Черчилль, описывая вторжение Германии в Советский Союз, говорил о «преступлении без имени».

Геноцид (от греч. γένος – род, племя и лат. caedo – убиваю) в современном его понимании – это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо социальную группу как таковую. Именно так, геноцидом, варварским преступлением по международному праву, предложил рассматривать действия, направленные на уничтожение или разрушение расовых, этнических, религиозных и социальных сообществ в октябре 1933 года польский юрист–криминалист профессор Рафаэль Лемкин (Лемке) на 5-й Конференции по унификации международного уголовного права в Мадриде. Позже этот термин был им же воспроизведен в книге «Основное правило в оккупированной Европе», изданной в Вашингтоне в 1944 году. Причиной для написания книги стали зверства нацистов на территории Европы в ходе Второй мировой войны.

Слово «геноцид» использовалось в обвинительных актах на судебных процессах в Нюрнберге, проводившихся с 1945 года, но исключительно в качестве описательного термина, но еще не в качестве официального юридического термина. Только польские судебные процессы по геноциду Артура Грейзера и Амона Леопольда Гота в 1946 году были первыми судебными процессами, в которых в приговоры был включен термин геноцид. Международный правовой статус этот термин получил после Второй мировой войны в декабре 1948 года, когда была принята «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него» как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества.

Уголовный кодекс Республики Беларусь (статья 127) характеризует геноцид как «действия, совершаемые с целью планомерного уничтожения полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической, религиозной группы или группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия, путем убийства членов такой группы или причинения им тяжких телесных повреждений, либо умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение такой группы, либо насильственной передачи детей из одной этнической группы в другую, либо принятия мер по воспрепятствованию деторождения в среде такой группы». Он наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью. По Уголовному кодексу Республики Беларусь геноцид не имеет сроков давности.

Начатый Генпрокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида направлен на установление конкретных лиц из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в немецкое рабство.

Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, пресечь попытки обесценить историческую правду.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *