Александр Маркевич: «Власти Литвы расписались в своей неспособности обеспечить пограничную безопасность»

События

 

– Пограничная политика любого государства – составная часть внутренней и внешней политики. Литва – не исключение. Французский политолог и публицист Раймон Арон еще в прошлом столетии отмечал: «Межгосударственные отношения выражаются в специфическом поведении символических персонажей – дипломата и солдата». Эти слова актуальны для характеристики пограничной политики литовского руководства, за одним исключением: в отношении нашей страны дипломаты вообще никак не действуют, а действия «солдата» напоминают действия нацистов в годы Второй мировой войны в отношении мирного населения.

На это указывает целый ряд событий, которые произошли в соседней стране. Во-первых, предпринятые меры по размещению прибывающих в Литовскую Республику мигрантов отчетливо показали, что беженцев из стран Азии и Африки, включая женщин и малолетних детей, за людей никто не считает. Их размещают в зданиях, непригодных для жилья, где отсутствуют не только условия по европейским стандартам, о которых так любят твердить на Западе, но и элементарные условия. Все сброшено на плечи местных самоуправлений, которые не могут качественно выполнять несвойственные им задачи, не знают менталитета, традиций и взаимоотношений, культуры питания представителей азиатских и африканских народов. Эти непрофессиональные и просто бестолковые действия приводят к постоянному недовольству, возмущению и, фактически, к бунтам среди мигрантов.

Во-вторых, усиливается вражда местного населения к мигрантам, простые литовцы просто боятся такого соседства, уже ощущают, что привычный уклад их жизни нарушен, напряжение возрастает с учетом того факта, что в сельской местности живут в большинстве своем пожилые люди без большого достатка. При решении этого вопроса власть взяла за основу принцип размещения мигрантов «подальше от посторонних глаз и больших городов». Эти центры больше напоминают нацистские концентрационные лагеря, а недовольных местных жителей жестко задерживают, травят газом, действуют похлеще, чем в Париже в отношении «желтых жилетов».

В-третьих, центральная власть пытается решать только стратегические вопросы: обращение к ЕС за помощью, подключение Фронтекс к усилению охраны границы, визиты и контакты с Ираком и другими странами исхода мигрантов, и конечно, обвинения Беларуси в терроризме, «гибридной» агрессии и заявления о недопустимости контактов с «террористами». И в-четвертых, изменение тактики в отношении мигрантов, путем выдавливания их на сопредельную территорию, применяя специальные средства, оружие, служебных собак, избиения и издевательства в отношении этих людей. Можно продолжать еще. Однако и этого вполне достаточно, чтобы сделать немало выводов, а именно…

Количество мигрантов, прибывающих в Литву, увеличивается: только тех, кто обратился за предоставлением убежища уже более четырех тысяч, наверняка есть, которые проследовали дальше в другие страны ЕС. Усилия власти малоэффективны, а попытки применять в отношении мигрантов оружие, специальные средства, служебных собак и выдавливать в Беларусь являются нарушением существующих международных норм, а с точки зрения моральных норм свидетельствуют о человеконенавистнической сущности людей, которые отдают команды так поступать и творят этот «беспредел».

Международные обязательства, касающиеся права на убежище, зафиксированные в Конвенции 1951 года о статусе беженцев, Европейской конвенции по правам человека и другом законодательстве ЕС признают право искать убежище фундаментальным человеческим правом. В них ясно сформулированы требования к любому государству ЕС защищать право людей на убежище и защиту, даже если они прибывают в страну незаконно, а также требование соблюдать права человека.

Эти международные нормы нарушаются Литвой, о чем свидетельствуют известные факты насилия в отношении мигрантов, включая случай с избиением гражданина Ирака, повлекший его смерть. Эти действия четко свидетельствуют о двойных стандартах по соблюдению правовых норм, фашистской идеологии лиц, их осуществляющих, а с учетом опубликованных угроз радикальных исламских представителей, также о сложившихся вызовах и угрозах террористических атак в отношении объектов на территории Литвы.

Обеспокоенность фактами насилия на литовско-белорусской границе выразило Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое призвало Литву придерживаться всех международных обязательств. Его официальный представитель Шабия Манту пояснила, что литовские власти не могут автоматически отказать во въезде или возвращать людей, не проведя индивидуального рассмотрения в отношении тех, кто нуждается в защите, а нелегальный въезд мигрантов с целью поиска убежища не должен подлежать наказанию. Министр же внутренних дел соседней Латвии и вовсе заявила, что пересекающие границу граждане в поисках убежища, не могут признаваться беженцами, просто потому, что… она так считает. Политикой двойных-тройных стандартов сложно уже кого-то удивить в наше время.

События последних недель отчетливо показали неспособность руководства Литвы реально оценивать обстановку на границе, принимать действенные меры по обеспечению пограничной безопасности и свидетельствуют о неэффективности проводимой ими пограничной политики. Более-менее адекватные политические силы Литвы призывают консерваторов, находящихся у власти, подать в отставку.

Когда на границе напряженность, и если сопредельная сторона взяла за основу тактику нарушения международных норм, насилия и выдавливания в отношении людей, обратившихся для получения статуса беженца, риски, вызовы и потенциальные угрозы провокаций и инцидентов на границе возрастают многократно! С обеих сторон находятся люди, имеющие оружие. Решение Президента Республики Беларусь четкое и однозначное: «Ни одна нога на территорию Беларуси с сопредельной стороны, будь то с юга или с запада ступить не должна».

Государственную границу охраняет весь белорусский народ. Высокий профессионализм, патриотизм и преданность своему делу, характерные для всех поколений белорусских пограничников, нынешних стражей границы в совокупности с определяющей ролью государства, эффективным взаимодействием с другими силовыми структурами и участием населения в обеспечении безопасности страны создают возможность успешной реализации национальных интересов Республики Беларусь в пограничном пространстве.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *