Безопасность на первом месте

Общество

Атомная энергетика – важнейшая подотрасль глобальной энергетики. Около 17 процентов производства электроэнергии в мире принадлежит АЭС. Отрасль также занимает третье место после угольной энергетики и гидроэнергетики.

Сегодня в 31 стране мира функционирует 191 атомная электростанция, состоящая из 449 энергоблоков. Лидерами являются США (60 АЭС; 99 энергоблоков), Франция (19; 58), Япония (17; 43), Китай (13; 36) и Россия (10; 36). Причем во Франции доля ядерной энергетики составляет более 76 процентов.

Белорусская АЭС сооружается по российскому проекту «АЭС-2006» с двумя реакторами ВВЭР-1200 (водо-водяными энергетическими реакторами).

Принципиальное решение о сооружении собственной АЭС принято в январе 2008 года на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь. Строительство начато в ноябре 2013 года. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока запланирован на текущий год, второго – на 2020 год.

Для любой АЭС есть три основные составляющие безопасности: качественно разработанный проект, его надлежащая реализация на конкретной площадке и безопасная эксплуатация высококвалифицированным персоналом. В отношении каждой из этих трех составляющих у регулирующего органа есть способы и возможности убедиться в том, что они обеспечиваются должным образом.

Согласно заключению миссии МАГАТЭ по оценке площадки и внешних воздействий, проведенной в Республике Беларусь в январе 2017 года, белорусской стороной при выборе площадки и проектировании Белорусской АЭС были надлежащим образом проанализированы все аспекты безопасности, включая внешние воздействия. Приняты также необходимые меры по обеспечению безопасности АЭС, связанные с внешними воздействиями, на основе уроков аварии на АЭС «Фукусима-1».

В основу обеспечения безопасности в проекте заложен принцип глубокоэшелонированной защиты:

система из четырех барьеров на пути распространения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в окружающую среду;

пять уровней технических и организационных мер по защите этих барьеров и сохранению их эффективности и непосредственно по защите населения.

В рамках обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь осуществляется развитие соответствующей законодательной базы. При разработке нормативных правовых актов Республики Беларусь в области ядерной и радиационной безопасности используются соответствующие документы Российской Федерации, других стран с развитой ядерной энергетикой, рекомендации МАГАТЭ, документы международных объединений регулирующих органов в области ядерной и радиационной безопасности.

Контроль за обеспечением безопасности при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции осуществляется в соответствии с Указом № 62. Документ устанавливает особый режим государственного регулирования, определяет надзорные органы и сферы их деятельности и поручает Министерству по чрезвычайным ситуациям осуществлять координацию взаимодействия надзорных органов. Для его практической реализации на площадке строительства в Островце работает специальный отдел Госатомнадзора из 6 инспекторов, а кроме того – инспекторы промышленного и строительного надзора. МЧС в полном объеме также обеспечивает пожарный надзор за объектом.

Для координации осуществления надзора (контроля) за строительством Белорусской АЭС создана рабочая группа, в состав которой включены руководители и представители надзорных органов.

В связи с тем, что МЧС является регулирующим органом по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, Госатомнадзор координирует деятельность надзорных органов, организует проведение совместных с надзорными органами комплексных проверок (2 проверки ежегодно), анализирует материалы, связанные с проведением проверок надзорными органами.

В Республике Беларусь система реагирования на ядерные и радиационные аварии интегрирована в национальную систему реагирования на чрезвычайные ситуации. Создана и функционирует Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопросы безопасности проекта Белорусской АЭС имеют большой международный резонанс. В этой связи имеют особую значимость «внешние» оценки, которые могут быть получены на различных международных площадках, а также в ходе оценочных миссий и партнерских проверок.

Каждое государство добровольно принимает решение о приглашении таких миссий. В Беларуси это делается прежде всего для получения и последующего внедрения рекомендаций авторитетных международных экспертов по совершенствованию системы ядерной и радиационной безопасности и всех ее компонентов на основе стандартов безопасности МАГАТЭ. В октябре 2018 года по запросу Республики Беларусь проведена миссия МАГАТЭ по вопросам аварийной готовности и реагирования (EPREV).

Эксперты миссии пришли к выводу, что в Беларуси существуют эффективно действующие и надежные механизмы в области аварийной готовности и реагирования, выделили хорошие практики, обозначили сильные стороны, дали рекомендации по дальнейшему совершенствованию национальных механизмов аварийной готовности и реагирования.

В рамках Совместной декларации Европейского союза и государств-соседей по всеобъемлющей оценке рисков и безопасности АЭС Республика Беларусь добровольно приняла на себя и выполнила обязательства по проведению стресс-тестов Белорусской АЭС по процедуре Европейского союза.

Самооценка Белорусской АЭС в рамках стресс-тестов состоялась в 2016 году. Прогнозировались последствия таких природных факторов, как землетрясения, затопления, экстремальные погодные условия и их сочетание, а также последствия сбоев электроснабжения АЭС и потери теплоносителя (воды). Была оценена достаточность технических средств, используемых после отказа систем безопасности, предусмотренных в проекте АЭС, вызванных указанными воздействиями, для защиты от радиационного воздействия населения и окружающей среды. По оценкам регулирующего органа и межведомственной рабочей группы, Белорусская АЭС устойчива к возникновению исходных событий, произошедших на АЭС «Фукусима».

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *