В нашем краеведческом музее пока еще есть свободные залы, не оформленные экспозициями, поскольку остаются трудности с финансированием. В одном из таких залов недавно работники отдела культуры собрали участников любительского объединения «Тем, кому за…». На этот раз людям, прожившим и пережившим многие десятилетия, была предложена тема «Вечные мелодии любви», которую предусматривалось представить через романс, через его исполнение, поскольку в зале собрались не только те, кто остается верен этому виду музыкальной культуры, но и те, кто может донести до других неповторимость и очарование этой музыкальной формы. Несмотря на новые тенденции в музыкальной культуре и творчестве, несмотря на пришествие, прежде всего в молодежную среду, музыки, соответствующей новым веяниям и вкусам, романс по-прежнему остался востребованным и любимым миллионами меломанов, в том числе и в нашем городе. Неслучайно на встречу с романсом собралось более полусотни членов любительского объединения, в основном, безусловно, это женщины, ибо именно их сердца наиболее отзывчивы на чарующие мелодии романса.
Понимая это, ведущие вечера Сергей Жилик и Наталья Григорьева постарались коротко и ненавязчиво напомнить, что же такое романс, как он зародился и развивался, как завоевывал позиции во всем мире. Вослед за ведущими давайте и мы последуем за их рассказом и восстановим свои знания об этой музыкальной форме.
Итак, термин «романс» появился в Испании в Средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Таким образом, романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Его расцвет как жанра начался во второй половине XVІІІ века в Германии, Франции и России.
В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская, французская и русская. Несколько позже становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ.
В России романс также приобрел национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. На основе русского романса в первой половине 19 века ведущими российскими композиторами создается жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведенный до высокого уровня собственно самими цыганами.
Из русских композиторов замечательные образцы романса создали Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Чайковский, Рахманинов, Свиридов и другие. Русские поэты также отдавали должное романсу, создавая прекрасные стихотворные образцы. Это прежде всего Пушкин, Тютчев, Фет, в более поздние сроки Есенин и другие.
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.
После предисловия ведущих всем собравшимся предстояло услышать романсы в исполнении наших местных талантов, в основном женщин уже солидного возраста, именно тех, кто с мастерством исполнения романса не расстается до сих пор. А для аккомпанемента на встречу были приглашены группа инструментального ансамбля детской школы искусств и солисты-гитаристы ансамбля «Джана Рома».
Несомненно, все были в ожидании знакомых слов и мелодий, всем было интересно знать, в какой певческой форме остаются наши популярные исполнители.
И вот уже к музыкантам, рядом с экраном, на котором один за другим сменяются осенние природные сюжеты, выходят Галина Михайловна Селистровская, за ней Джема Леонидовна Журавлева. Романсы в их исполнении стали как бы прелюдией к особому, наиболее теплому и творческому моменту вечерней программы – ведущие обратились к собравшимся с просьбой вспомнить свои истории любви, и это естественно, ведь любой романс характеризуется лирическим настроением и посвящен некоему переживанию, обычно любовному.
На этой волне участники вечера услышали в исполнении Анны Федоровны Гришан стихи о самом прекрасном чувстве и рассказ о том, как она познакомилась со своим будущим мужем.
После того, как Алла Владимировна Лыскойть из Мурованой Ошмянки в сопровождении джанаромовской гитары исполнила есенинскую «Отговорила роща золотая», о своей истории любви поведала Мария Фоминична Томашевич.
Удивительный сплав любви, верности, нежного отношения друг к другу, взаимной поддержки сохранили до глубоких послепенсионных лет супруги Ижики – Владимир Иванович и Софья Александровна. Владимир Иванович рассказал, как они встретились в молодости, как жили и живут в любви и согласии, а затем исполнил романс о звезде, которая горит и горит. А Софья Александровна подарила романс об умчавшихся годах.
Ведущие вечера напомнили, что, несмотря на новые тенденции в музыке, романс остается бессмертным. И подтвердили это тем, что пригласили на мероприятие молодых исполнительниц – Марту Дудкевич и Марию Лайковскую, которые достойно продемонстрировали, что и для них романс становится одним из важных жанров собственного репертуара.
Чтобы приобщить к происходящему всех участников, ведущие предложили «столикам» по фрагментам, помеченным на фигурно вырезанных листочках на столах, определить название романсов, а при возможности и исполнить их.
Затем, традиционно, Людмила Дмитриевна Ефимцева предложила свое исполнение романса о вечере, которые засветится синим и о калитке, которую надо отворить потихоньку. А Роза Яцукович, как и всегда, уверенно и талантливо исполнила романс о невесте, которую отдают за нелюбимого.
Порадовали своим особым, характерным исполнением романсов артисты ансамбля «Джана Рома».
А завершился вечер общим исполнением песни «А годы летят…». Слова ее и мелодия в полной мере созвучны людям старшего поколения, которые испытали «и радости встреч, и горечь разлук»…
Юрий НИКОЛАЕВ.
Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.

