Эксперт-криминалист из Ошмян: о работе, детективных сериалах и угоне «тачки»

Общество

О работе экспертов-криминалистов мы знаем из кино и сериалов (или кажется, что знаем?). Следим, как они находят улики там,  где, казалось бы, ничего нет.  Оказывается, раскрыть преступление они могут по отпечаткам пальцев или по почерку подозреваемого. Эксперты-криминалисты не фокусники и не волшебники, но иногда именно так и кажется.

В Ошмянском межрайонном отделе судебных экспертиз (в подразделение входят еще и Сморгонский и Островецкий районы)  работает экспертом-криминалистом лейтенант юстиции, молодой специалист Илона Ложечник. Ей всего лишь двадцать два, но работа у нее очень серьезная и ответственная — она помогает стражам правопорядка находить преступников. Не совсем женское дело? Отнюдь, девушка со своей работой справляется на «отлично».

«В Ошмяны, как и в Академию МВД попала я, можно казать, случайно. Сама я из Вороново. Изначально была нацелена на экономический вуз, но потом «переметнулась» на милицейскую академию: знакомые убедили, что эта сфера мне больше по характеру подходит, ну, я и прислушалась. Сдала ЦТ, прошла комиссию и поступила, о чем не жалею вовсе. Считаю, что все сделала правильно, четыре года моей жизни (учебы) даром не прошли (улыбается)»,- рассказывает Илона.

Илона попала в наш город по распределению. «Не знала даже раньше, где находятся Ошмяны, а сейчас уже прижилась, каждый уголок знаком. Что касается адаптации на первом рабочем месте, то все прошло очень даже легко. Приняли хорошо, коллектив дружный, помогли освоиться. Полтора года здесь уже работаю и живу, а ощущение, будто всю жизнь».

Работу эксперта-криминалиста рутиной не назовешь. Каждый раз и каждый день что-то новое и обязательно важное. Здесь ошибаться нельзя. От правильности проведения экспертизы зависит судьба человека: как попавшего в беду, так и потенциального преступника.

«Я попадаю на место преступления одной из первых. Фиксирую его, фотографирую, ищу улики. Был случай у меня один. Запомнится, наверное, на всю жизнь (улыбается).  Поступил звонок с формулировкой: «Угнали тачку». Я сразу начала готовиться, думаю: такое преступление серьезное — машину угнали. Приезжаем, прошу показать место, где стояла машина, на что получаю ответ: мол, тачка пропала хозяйственная.   Ее мы нашли в итоге (смеется). Да, несомненно, бывает и такое, что следов нет абсолютно. Преступники сейчас знают, как не наследить. По крайней мере, телевизор смотрят все».

Кстати, о телевидении: детективные сериалы Илона старается не смотреть.  Специалисту порой очень смешно смотреть на это со стороны.

«Меня часто отправляют на курсы повышения квалификации. Вот на днях приехала из Минска, совершенствовала свои навыки и познания в вопросах почерковедческой экспертизы».

По поводу работы эксперта-криминалиста сформировался определенный стереотип: мол, профессия эта мужская, с чем наша героиня не согласна абсолютно:

«Девушки, наоборот, сильнее духом, иногда более собранные. Мы умеем быстро приспособиться и подстроиться под ситуацию, так что миф этот нужно развеивать».

Самое сложное в нашей работе, признается  Илона, — дежурство в течение суток.  «Порой не хватает сна.  Иногда сутки выдаются напряженными: много выездов, материалов. Чувствуешь себя потом как выжатый лимон. После смены обязательно нужен отдых, а потом уже и спорт, и поездки домой, и друзья — это именно то, что помогает отвлечься. Конечно, в самом начале, как только я сюда приехала, было сложно психологически ко всему привыкнуть, но справиться с этим у меня получилось быстро. Я довольна, что работаю именно экспертом-криминалистом, и именно здесь. Это в работе, мне кажется,  самое главное».

Инга ГИЗ.

Фото Александра НАУМЧИКА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *