Месяц март, когда приходит долгожданная весна, к женскому празднику распускаются тюльпаны, а день становится длиннее ночи, ознаменован в нынешнем году и событием официального свойства. 15 марта исполняется 25 лет Конституции – Основному Закону Республики Беларусь. День Конституции является государственным праздником, хоть и не входит в число нерабочих дней.
Обращаясь к нашему конституционному прошлому, его отсчет, к сожалению, чаще всего ведут с советского периода. Но у Беларуси есть более ранняя конституционная история, причем мирового значения. Второй Конституцией в мире, после действующей и ныне американской 1787 года, была Конституция Речи Посполитой 1791года, в состав которой входили белорусские земли. Напомним, что государство Речь Посполитая (в переводе с польского – «республика») возникло в результате объединения Польши и Великого Княжества Литовского, включавшего и территорию Беларуси. Конституцию Речи Посполитой («Уставу Жондову») принял Сейм – законодательный орган, а произошло это в Варшаве в Королевском замке. Посещая этот замок, который представляет собой комплекс красных трехэтажных зданий, испытываешь особые чувства, когда видишь плиту с памятной надписью о том великом событии: «W tym gmachu 3 maja 1791 roku Sejm Rzeczypospolitej …uchwalil Ustawę Rządową».
Однако надо сказать и о советской конституционной истории, тем более что в этом году она достигла большого рубежа. 100 лет назад, в 1919 году, появилась первая Конституция БССР. Последующие советские конституции республики датируются 1927, 1937 и 1978 гг.
Разработкой проекта Основного Закона суверенной Беларуси руководил Верховный Совет – избираемый народом высший орган государственной власти республики согласно Конституции 1978 г., которая действовала вплоть до принятия новой Конституции. Президент не участвовал в данном процессе, эта должность была учреждена позднее. Верховный Совет в 1990 г. образовал Конституционную комиссию, на которую и возлагалась подготовка проекта Конституции. Войти в состав Конституционной комиссии – значит войти в историю, считали тогда, поэтому желающих стать членами комиссии было много. В итоге, комиссию утвердили в количестве 74 человек во главе с Председателем Верховного Совета. Наиболее многочисленную группу членов комиссии составили депутаты самого Верховного Совета; кроме них в комиссию попали ведущие ученые-юристы, большинство из которых являлись сотрудниками юридического факультета Белорусского государственного университета.
Написанный комиссией проект Конституции напечатали в республиканских газетах для всеобщего обсуждения. Будучи в то время учеником 11 класса средней школы № 3 г. Ошмяны и планируя поступать по окончании школы на юридический факультет, я с энтузиазмом взялся читать первый в своей жизни правовой документ. Помню, что очень вдохновили начальные слова этого документа: «Мы, народ Республики Беларусь». Но далеко не весь конституционный текст оказался для неподготовленного читателя увлекательным и понятным. Мне пришлось столкнуться с трудностями восприятия специальных терминов и юридических конструкций. Дочитать проект Конституции своей страны стало для ученика школы делом чести, и данная задача была выполнена. Эти воспоминания согревают душу теперь уже не школьника – автора двухтомного Комментария к Конституции Республики Беларусь объемом более 2 тыс. страниц, за годы работы над которым все 146 статей Конституции запомнились наизусть.
Проект Основного Закона в течение нескольких лет рассматривался на заседаниях Верховного Совета, изменялся и дополнялся. Наконец, 15 марта 1994 г. подавляющим числом голосов депутатов Верховный Совет принял Конституцию Республики Беларусь. Что касается других постсоветских республик, то к тому времени новые конституции уже действовали в Латвии, Туркменистане, Казахстане, Эстонии, Литве, Узбекистане, России, Кыргызстане. Последней в конституционном процессе оказалась Украина, принявшая Основной Закон в 1996 г.
Непросто было подготовить Конституцию, а осуществить ее на деле оказалось еще сложнее. В вопросах права мы все-таки не американцы. Конституция впервые в истории Беларуси учредила пост Президента, поэтому для реализации конституционных норм летом 1994 г. состоялись президентские выборы. Между Президентом и Верховным Советом (т.е. Парламентом) возникали разногласия, которые вскоре вылились в острое противостояние. По президентской инициативе 24 ноября 1996 г. провели референдум, на котором приняты обширные изменения и дополнения в Конституцию. Наиболее серьезные из них касались статуса Президента и Парламента – произошло перераспределение властных полномочий в пользу Президента. Таким образом, судьба первоначального текста Конституции оказалась драматичной, действовал он лишь два с половиной года.
Второй раз изменения в Конституцию были внесены также на референдуме, который прошел в 2004 г. Из Основного Закона исключен запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков.
Конституция содержит разделы об основах конституционного строя; правах и обязанностях личности; выборах и референдуме; Президенте, Парламенте, Правительстве и судах; местной власти; прокуратуре и Комитете государственного контроля; финансово-кредитной системе.
Какие же значимые положения записаны в Конституции и как они осуществляются в жизни?
– Статья 1 провозглашает Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством. Унитарной (т.е. не являющейся федерацией) наша республика была и раньше; положение о социальном государстве осуществляется благодаря активно проводимой в стране социальной политике; для реализации же принципов демократического и правового государства еще многое предстоит сделать.
– Собственность может быть государственной и частной. В реальных экономических условиях роль государства продолжает оставаться определяющей.
– Государственными языками являются белорусский и русский языки. Конечно же, меры по поддержке белорусского языка необходимо усиливать, например, шире использовать его в школах и других учебных заведениях, публиковать правовые акты не только на русском, но и на белорусском языке.
– Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной. Исходя из этой конституционной нормы, наша республика стала первым в мировой истории государством, добровольно отказавшимся от ядерного оружия. Приведенная норма касается, по-видимому, лишь ядерного оружия и не запрещает использование ядерной энергии в мирных целях, в том числе эксплуатацию атомной электростанции, возведение которой завершается в соседнем Островецком районе.
– Каждый имеет право на жизнь, но за особо тяжкие преступления допускается применение смертной казни. В последнее время к этой высшей мере наказания суды приговаривают менее десяти лиц в год.
– Граждане имеют право на жилище, а государство должно содействовать им в приобретении жилья. Органы власти на деле проводят большую работу для решения жилищного вопроса.
– Президент избирается на пять лет, Парламент – на четыре года. С учетом даты последних выборов срок полномочий и Президента, и Парламента истекает в 2020 г., поэтому сейчас обсуждается вопрос, каким образом организовать ближайшие избирательные кампании.
Рассуждая о конституционных перспективах, нельзя не упомянуть состоявшийся 1 марта 2019 г. «Большой разговор с Президентом». В ходе этой встречи с представителями общественности, экспертного сообщества и СМИ Президент высказал предположение о необходимости принять через несколько лет новую Конституцию.
Но какой бы ни оказалась новая Конституция, прежним останется ее предназначение быть Основным Законом гражданина, общества, государства.
Иван ПЛЯХИМОВИЧ, кандидат юридических наук