15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей

Общество

zashchita-prav-potrebiteley2

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта и в этом году пройдет под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху», представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Национального банка и Белорусского общества защиты потребителей рассказали о том, как эти вопросы решаются в Беларуси. Во всем мире стремительно развивается электронная коммерция — все больше покупок совершается через интернет, растет число всевозможных онлайн-сервисов и услуг. Наряду с несомненными преимуществами и удобством дистанционных способов продаж и обслуживания все более актуальными становятся вопросы правовой защиты потребителей в этой сфере.

Честные ценники дают возможность покупателям сделать правильный и осознанный выбор. Об этом заявила на пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Ирина Барышникова.

МАРТ рекомендовал магазинам и торговым центрам с 1 января 2017 года перейти на честные ценники с указанием полной стоимости товара за килограмм или литр.

При этом Ирина Барышникова отметила, что данная инициатива — это пока рекомендация объектам торговли. И статистики, сколько из них уже перешло на честные ценники, не ведется. «Точное число магазинов, которые откликнулись на наши рекомендации, пока нет», — констатировала она. Такой переход потребует определенного времени, ведь пересчет цен — это дополнительная нагрузка на объекты торговли, добавила она.

Интернет-магазинам в Беларуси планируется разрешить доставлять товары с помощью сторонних курьерских служб. Об этом сообщила на пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА.

«Сейчас Национальный банк разрабатывает проект закона «О платежах и платежных услугах в Республике Беларусь». С принятием этого закона, полагаю, будут урегулированы и вопросы деятельности сторонних курьерских служб по доставке товаров из интернет-магазинов», — отметила она.

Кроме того, МАРТ готовит изменения в правила торговли по образцам. «Предполагается узаконить совершение сделок через электронную корзину, то есть наличие функции «корзина» в интернет-магазине будет обязательным», — сообщила Ирина Барышникова.

При этом предлагается в правилах закрепить норму, устанавливающую, что договор купли-продажи товара в интернет-магазине считается заключенным с момента оформления потребителем заявки, в том числе через электронную корзину на сайте магазина. С этого момента существенные условия договора остаются неизменными и не могут корректироваться продавцом в ущерб интересам потребителя. Функция «корзина» позволит фиксировать время заказа, количество единиц товара, его цену, а следовательно, потребитель в случае возникновения споров сможет использовать эту информацию в качестве доказательства обязательств продавца.

По словам начальника управления, планируется также более четко определить в законодательстве такую форму передачи товаров, как пункты выдачи, предназначенные для хранения и передачи потребителям заказанных и оплаченных ими в интернет-магазинах товаров.

Рекомендации по защите прав потребителей при дистанционной торговле разрабатывают в Беларуси.

Как отметила ирина Барышникова, в части предоставления услуг дистанционно  ведется разработка рекомендаций о проведении государственной политики по защите прав потребителей в сфере дистанционных продаж. Чтобы снять вопросы заключения случайных сделок посредством мобильных средств связи и интернета, предлагается, что договор не может быть заключен по умолчанию потребителя, — пояснила эксперт.  Согласие потребителя на заключение договора должно быть выражено однозначно, понимаемо.

По материалам БелТА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *