17 декабря паспортно-визовая служба Беларуси отмечает юбилей. 95 лет назад был создан Народный комиссариат внутренних дел, в составе которого был образован подотдел иностранных подданных. Основными функциями его являлись регистрация прибывающих иностранных граждан, выдача им видов на жительство и разрешений на выезд, регистрация беженцев. О том, какие изменения претерпела паспортная система с тех пор, об основных ее задачах сегодня — наша беседа с начальником отделения по гражданству и миграции Ошмянского РОВД Таисией Анатольевной Мицкевич.
— Паспорт — основной документ, удостоверяющий личность человека. Без него никуда. Сложно поверить, что так было не всегда.
— В русском обиходе слово «паспорт» — от итальянского «пасса» (проходить) и «порто» (гавань, порт) — появилось еще в XVII веке. Паспортом тогда называли сопроводительную или охранную грамоту, которая выдавалась дипломатам и только. Внутренние паспорта стали появляться столетие спустя, во время строительства Санкт-Петербурга. Владельцы этого документа переставали быть крепостными. Это были первые попытки контроля за миграционными процессами. Так, с течением времени выдача паспортов получила массовый характер.
— Таисия Анатольевна, скажите, пожалуйста, а как давно существует паспортная служба в нашем районе? Кто стоял у ее истоков?
— Ошмянский уездный отдел НКВД УНКВД по Вилейской области создан 2 ноября 1939 года. Первым начальником паспортного стола районного отдела милиции с октября 1954 года по 1969 год была Маргарита Ивановна Мицкевич. Затем в этой должности трудились Иван Иосифович Кузьмицкий, Ольга Андреевна Прокопович, Елена Антоновна Чернобай. За эти годы сменились десятки паспортисток. Пожалуй, дольше всех — почти тридцать лет — проработала паспортисткой Станислава Станиславовна Кепурко.
— Вы возглавляете данную службу уже 16 лет. За это время с так называемого паспортного стола она преобразовалась в отделение по гражданству и миграции. А изменились ли функции?
— Действительно, в 2004 году паспортно-визовую службу переименовали в отделение по гражданству и миграции. Если раньше основной нашей задачей была выдача паспортов, то сейчас круг вопросов расширился. В нашей компетенции — реализация законодательства Республики Беларусь о гражданстве, выезде из страны и въезде в нее, передвижении граждан и выборе ими места жительства, правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, предоставлении статуса беженца или убежища на территории страны, внешней трудовой миграции и многое другое.
— Наверное, львиную долю времени отнимает контроль за миграционными процессами?
— Ни для кого не секрет, что наш район приграничный, а это накладывает определенный отпечаток. Вопросов с иностранными гражданами в самом деле много. Только за 11 месяцев этого года иностранцам выдано 360 разрешений на временное проживание, 53 — на постоянное. Зарегистрировано временное пребывание 243 иностранцев. Среди них в основном россияне, литовцы, украинцы, армяне. Нашим отделением в этом году выдано 22 приглашения для въезда в Республику Беларусь иностранных граждан, а также более трех сотен виз для их выезда.
К сожалению, имеет место и незаконная миграция. Так, в этом году было депортировано 12 иностранных граждан, причем 9 человек — под конвоем. У трудовых мигрантов нередко случаются проблемы с законом — за нарушение правил пребывания они привлекаются к ответственности.
— Пик со сменой паспортов, еще тех, советских, уже давно прошел. А много ли приходится выдавать удостоверяющих личность документов сейчас?
— В этом году нашим отделением выдан 2591 паспорт, а также 147 видов на жительство, которые являются, пожалуй, главными документами, необходимыми для легального пребывания иностранца в нашей стране, его трудоустройства.
На повестке дня остаются также вопросы регистрации граждан по месту жительства, по месту пребывания.
— Коллектив отделения по гражданству и миграции Ошмянского РОВД сравнительно небольшой, а круг вопросов внушительный. Как удается наладить стабильную работу?
— Оперативно решать поставленные задачи, при этом максимально учитывать интересы граждан, помогать им — разумеется, в рамках действующего законодательства — наша основная обязанность. Все в коллективе это понимают. Каждый специалист владеет кругом вопросов, а потому, скажем, принять документы на паспорт может любой из них. Взаимозаменяемость позволяет избежать очередей и нареканий на работу нашей службы.
Считаю безусловным плюсом и то, что в коллективе знания опытных сотрудников — Татьяны Янушкевич, Регины Бородевич — уравновешиваются инициативностью молодых — Андрея Матылевича, Анастасии Хилькевич, Ольги Кирковской. Дружному коллективу все по плечу.
Людмила КОЗЕЛ.

