«Афганские обычаи вызывали удивление у советских солдат». Антон Белявский

Общество

Когда-то протяженность советско-афганской границы составляла больше двух тысяч километров. После ввода советских войск в Афганистан начались нападения моджахедов на советских пограничников. Афганские погранпосты были частично разгромлены оппозицией, частично перемещены на пакистанскую границу. Для усиления пограничных войск в Афганистан стали забрасывать десантно-штурмовые маневренные группы. Они должны были охранять подходы к советской границе и атаковать отряды душманов, которые потенциально могли бы вторгнуться на советскую территорию.

Для советских пограничных войск в Афганистане была установлена приграничная зона ответственности глубиной до 200 километров в прилегающих к границе афганских провинциях. Обо всем этом ничего не знал новобранец Антон Белявский, когда ехал с другими призывниками в ноябре 1987 года из Ошмян в Гродно. Как не знал, где будет служить, что ждет его река Пяндж, по которой на протяжении более 900 километров проходила граница с Афганистаном. Самыми далекими городами, где удалось побывать юноше еще в школе, были Брест и Волгоград.

Родился Антон в деревне Петрули Ошмянского района, до ухода в армию успел окончить Ошмянское СПТУ-192 и поработать в колхозе «Маяк». К предстоящей службе относился ответственно: образцом для юноши были два брата матери — профессиональные военнослужащие.

Только в Гродно у майора, который отбирал солдат, узнали, что поедут «к белым медведям с черной чалмой». Так полушутя-полусерьезно офицер ответил на вопрос новобранцев, где они будут служить. Потом были Москва, Душанбе, Пянджский пограничный отряд 2066, учебный пункт Холкояр на самой границе. Афганистан находился в нескольких десятках метров за рекой Пяндж. Тут новобранцев первые две недели учили готовить форму, подшивать воротнички, шевроны и погоны, наматывать портянки. Физподготовку, конечно, тоже никто не отменял. Позже начались марш-броски на 3, 5, 15, 25 километров в полной экипировке весом 30 килограммов. К молодым солдатам руководство присматривалось, изучались личные дела, учитывались профессиональные навыки и уровень физической подготовки, проводились собеседования, чтобы определить дальнейшее направление службы.

В Афганистан Антон Белявский попал в марте 1988 года в подразделение связи с переходом в подразделение десантно-штурмовой маневренной группы Пянджского погранотряда. Несколько месяцев служил в роте связи механиком узла, при проведении операции «Возмездие» попал в десантно-штурмовую маневренную группу связистом радиостанции 148. Сначала находился в первой точке Пянджского погранотряда на территории Афганистана «Шерхан»- самой мирной, как говорит Антон Чеславович, затем были и другие.

Пограничные точки и заставы располагались вне населенных пунктов, жили военнослужащие в палатках, в землянках сооружали жилые и складские помещения. Пришлось привыкать к новому климату, соседству экзотических животных – скорпионов, варанов, змей, новой пище.  Бахчи с арбузами, зеленый чай, красная рыба, сомы, которых ловили в реке Пяндж, навсегда останутся в памяти. Афганские обычаи вызывали удивление у советских солдат. В кишлаке можно было встретить мужчину, едущего верхом на осле, а рядом покорно идущую в парандже женщину. Многие афганцы на границе знали русский язык, но дружбы с местными жителями не получалось. С каждым нужно было держать ухо востро. Днем они могли быть приветливыми и дружелюбными, а ночью напасть.

Острота многих событий сгладилась в памяти: и первый обстрел блокпоста, и чувство страха, но остались крепкая солдатская дружба, единение и ощущение причастности к важному государственному делу. Пограничные войска на территории Афганистана были щитом, прикрывающим южные границы Советского Союза. Служили на совесть, ни один пограничник за десять лет афганской войны не попал в плен.

Участие пограничных войск в боевых действиях в Афганистане не афишировалось до конца 90-х, как и то, что пограничные войска последними вышли из Афганистана. Именно они прикрывали выход советских войск, в том числе и Пянджский погранотряд, в котором служил Антон Белявский. Они покинули Афганистан по понтонному мосту через Нижний Пяндж.

После срочной службы Антон Чеславович еще три года служил в Пянджском погранотряде на таджикской границе. После развала Союза вернулся в Ошмяны, около двух лет служил в Сморгонском погранотряде. Сейчас работает в воинской части противовоздушной обороны 97106, которая дислоцируется рядом с Белорусской АЭС. Сын Владислав продолжает дело отца – после прохождения срочной службы остался на сверхсрочную: служит на погранзаставе «Геранены» Лидского погранотряда.

До сих пор Антон Белявский поддерживает связь со своими бывшими сослуживцами, которых жизнь разбросала по разным уголкам Беларуси, России, Украины. Каждый год они обязательно встречаются, чаще всего 28 мая – в День пограничника, иногда в значимые и важные для кого-то семейные даты. Встречаются обязательно семьями. И каждый раз есть что вспомнить, чем поделиться, о чем рассказать. Боевое братство, проверенное в деле, крепкая дружба связали их навсегда. И река Пяндж, как воспоминание о молодости, службе и тех, кто сложил голову в далекой чужой стране.

Ирина БРАЗОВСКАЯ.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *