Владимир Серегин: дорога в небо

Общество

Улица Серегина появилась в заречной части Ошмян в начале 70-х. Она вела прямо на рынок, который находился за городом, где бойко в воскресные дни шла торговля овощами, фруктами, молочными продуктами и сельскохозяйственными животными. 

60-ые годы стали для Советского Союза эпохой прорыва в космонавтике, и во многих городах появились улицы, названные в честь первых покорителей космоса. Появились и в Ошмянах улицы Гагарина, Космонавтов, Комарова, Серегина.

Летчик штурмовой авиации, летчик-испытатель, пилот-инструктор, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза – это все о Владимире Серегине. Чаще всего его имя вспоминают вместе с именем Юрия Гагарина, ведь летчики вместе находились в кабине реактивного двухместного учебно-тренировочного самолета МиГ-15 с бортовым номером 18  в роковой день 27 марта 1968 года, ставший последним днем их жизни.

Но прежде чем стать пилотом-инструктором центра подготовки космонавтов, Владимир Серегин был военным летчиком-штурмовиком, воевал в небе Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, участвовал в освобождении Венгрии и Австрии.

Родился будущий пилот 7 июля 1922 года в Москве в семье служащего столичного почтамта. После окончания средней школы № 611 города Москвы в 1940 году
Владимир Серегин подал заявление в Ростокинский районный военный комиссариат города Москвы и был призван в ряды Красной армии с зачислением курсантом в Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. Юноша грезил небом, как и многие мальчишки довоенной поры.

На фронт летчик-штурмовик Серегин прибыл в конце сорок третьего. Его отец уже прошел к тому времени сотни километров тернистых дорог войны. «Ты бей эту нечисть в воздухе, а я, сынок, не дам им житья на земле…» — писал он своему старшему сыну. Владимир с честью выполнил наказ отца.

Молодой пилот попал на 3-й Украинский фронт в 672-й штурмовой авиационный полк 306-й штурмовой авиационной Нижнеднепровской дивизии 10-го штурмового авиационного корпуса 17-й воздушной армии. Сразу Владимир служил летчиком, затем – старшим летчиком, позже стал командиром звена, был ведущим боевых групп от 4-х до 14-ти самолетов-штурмовиков Ил-2.

Первую награду — орден Красной Звезды — он получил в 1944-м после боев в Днепропетровской области Украины. По информации из наградных документов, 30 января в районе деревни Марьевка младший лейтенант Серегин под шквальным огнем немецких зениток произвел налет на танковый батальон, уничтожив несколько единиц вражеской техники. На следующий день советский летчик разбомбил немецкий железнодорожный состав с артиллерийским вооружением.

В 1945-м Владимир Серегин был удостоен сразу двух орденов Отечественной войны. Одну из наград он получил за спасение коллеги, к которому буквально прицепился немецкий истребитель «Фокке-Вульф». Ил-2 однополчанина уже получил несколько пробоин, когда Серегин вмешался в воздушный бой и поразил самолет противника. Несмотря на серьезное ранение, полученное в этой схватке, летчик  смог добраться до аэродрома и посадить машину.

Перед самым окончанием войны, 25 апреля 1945 года, Серегин вновь отличился в небе над австрийским городом Брюнн. В группе из пяти самолетов Ил-2 летчик участвовал в бомбардировочно-штурмовом ударе по скоплениям живой силы и техники врага. Атака, как отмечало командование советских штурмовиков, проходила под мощным огнем фашисткой артиллерии.

Всего за годы Великой Отечественной войны Владимир Серегин участвовал в 19-ти воздушных боях, сбил три самолета противника, совершил 140 боевых вылетов на  штурмовку наземных войск, вооружения и техники, а также 50 полетов с целью разведки и фотографирования аэродромов и других военных объектов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и геройство старшему летчику лейтенанту Владимиру Серегину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После возвращения с фронта Владимир Серегин остается в авиации и вновь садится за парту в Военно-воздушной инженерной академии имени Николая Жуковского. Там хорошо знакомый с практической стороной авиации боевой пилот получил необходимые теоретические знания и квалификацию летчика-испытателя.

Окончив военный вуз, Серегин испытывал новые модификации истребителей МиГ-15 и МиГ-17. Согласно отметкам в его личном деле, «выполнял тестовые полеты любой сложности, в том числе с выключенным двигателем».

С середины 1960-х Серегин занимался летной тренировкой космонавтов. Одной из его первых учениц была Марина Попович — легендарная военная летчица, «мадам Миг», как ее называли в те годы в иностранной прессе. Марина Попович в отряд покорителей космоса так и не попала, зато, как вспоминала позднее сама летчица, приобрела благодаря наставничеству Владимира Серегина ценный опыт пилотирования новых МиГов.

«Я с ним много летала, и его все любили, потому что он был приятный, хороший человек. Если у кого-то плохо получалось, он не скажет «плохо». Остановит полет, высадит, полностью на земле расскажет, на бумажке покажет, и человек ошибки свои сразу сам поймет», — рассказывала в интервью журналистам Марина Попович.

Коллеги называли Владимира Серегина летчиком экстра-класса. В качестве примера нередко звучала история о том, как однажды Серегин попал на сверхзвуковом истребителе в снежную бурю. И только благодаря опыту, мастерству и стальным нервам летчик-испытатель смог посадить машину в условиях практически нулевой видимости. Позднее Серегину, по рассказам коллег, удалось посадить самолет, у которого в воздухе разрушились рулевые механизмы.

Из дневников Героя Советского Союза Николая Каманина

…Владимир Серегин и Юрий Гагарин отправились в свой последний полет 27 марта 1968 года в 10.29 утра с подмосковного аэродрома Чкаловский. Видимость на момент взлета была нормальной, нижняя граница облаков проходила в 900 м над землей. На выполнение полетного задания, облет заданной территории, давались стандартные для всех испытуемых 20 минут.

Такие полеты — в программе подготовки всех космонавтов. Без них трудно, как мы говорим, быть в летной форме. В них не только шлифуются профессиональные навыки, но и проверяется умение работать в условиях перегрузок и шумов…

Однако уже через четыре минуты Гагарин доложил на землю о завершении полета и запросил разрешение на разворот и возвращение на базу. На этом связь с летчиками прервалась.

В 10:50 мне из ЦПК позвонил полковник Масленников и доложил: «Гагарин с Серегиным взлетели на УТИ МиГ-15 в 10 часов 19 минут, в 10:32 с самолетом Гагарина оборвалась связь, через 10 минут в самолете кончится горючее». Сообщение было очень неприятным, но, зная задачи и условия полета и подготовленность экипажа, я надеялся еще, что такой ас, как Серегин, найдет выход из положения и дело закончится или вынужденной посадкой, или самое большее — катапультированием летчиков…

…Обломки самолета Серегина и Гагарина нашли в 14:50 в 65 км от аэродрома Чкаловский, в районе деревни Новоселово. По воспоминаниям участников поисковой операции, фрагменты «МиГа» были разбросаны в радиусе километра. Останки и личные вещи пилотов удалось обнаружить лишь на следующее утро.

Урны с прахом обоих летчиков установлены в Кремлевской стене на Красной площади в Москве, на месте гибели пилотов, во Владимирской области недалеко от деревни Новоселово, создан памятный мемориал.

Именем Серегина названа одна из улиц Москвы — бывший Пеговский переулок, -расположенная рядом с Петровским путевым дворцом. Его именем названы улицы в Курске, Полтаве, Бишкеке и ряде других городов.

«Скромный, сильный, добрый и очень мужественный человек» — так отзывались о Серегине коллеги.

Подготовила Ирина БРАЗОВСКАЯ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *