Виктор Ивашкевич. Есть что оставить после себя

Общество

Виктор Витольдович Ивашкевич давно находится на заслуженном отдыхе, однако с годами не утратил офицерской выправки, не растерял твердости характера и оптимистичного взгляда на жизнь. А вместе с ними и цепкой памяти, которая позволяет в подробностях воспроизводить эпизоды прожитых лет. Наиболее яркие из них связаны со службой в органах внутренних дел – подполковник милиции посвятил ей почти тридцать лет.

О Родине всегда с теплотой

Верно сказано: жизнь – это не сколько, а как. Можно и сто лет прожить, но так и не понять, зачем, для чего тебе даны эти годы. Чем ты их заполнил и что оставишь после себя? У Виктора Витольдовича есть ответы на все эти вопросы.

Но пришли они, конечно же, не сразу, как и выбор профессии: не было у парня осознанного представления о работе, которая (как сказали бы многие) стала смыслом жизни. Никто и подумать не мог, что Ивашкевич пойдет в милиционеры. В этой службе он не то что себя не представлял, даже и не задумывался о ней – где он, а где милиция!

Детство Виктора Витольдовича прошло на Островетчине, в Гервятах – одном из самых красивых уголков этого края. Здесь он окончил восемь классов местной школы, а затем вместе с родителями уехал «покорять» целинные земли Казахстана. Четыре года его жизни связаны с городом Аксай, что неподалеку от Уральска. После возвращения на Родину семья осела в Островце, а Виктора ждала служба в армии. Молодому человеку выпала честь служить в Группе советских войск в Германии. Правда, дислокация воинского формирования была изменена – в августе 1968 года холодная война достигла Чехословакии. Именно эти годы стали для Ивашкевича «школой возмужания», за которые он был удостоен благодарности министра обороны СССР Андрея Гречко.

По совету коллеги

После демобилизации Виктор устроился на местное предприятие мелиоративных систем и возглавил там первичную комсомольскую организацию. Жизнь шла своим чередом: молодость давала крылья, все вопросы решались сами собой. И когда перспективного работника вызвали в райком партии и предложили должность в органах внутренних дел, он не придал этому значения. И только совет мудрого коллеги Цветкова, прошедшего дорогами Великой Отечественной войны, повернул мысли витающего в облаках парня в нужное русло.

14 апреля 1971 года Виктор Ивашкевич был назначен на должность инспектора дорожного надзора отделения ГАИ Островецкого РОВД. Хорошим фундаментом в службе стали знания, полученные в специальной милицейской школе в Саратове, за которой последовала учеба в Академии МВД в Минске. Но все же лучшей школой жизни Виктор Витольдович считает людей, знающих свое дело, в меру строгих и справедливых, общение с которыми помогало двигаться вперед и принимать верные решения.

Школа жизни

Своим наставником Ивашкевич считает Федора Гудея, который в те годы возглавлял Госавтоинспекцию Гродненской области и знал об этой службе все. Он смог разглядеть в молодом сотруднике перспективного руководителя и убедил в том, что должность начальника МРЭО ГАИ Ошмянского района будет ему по плечу. К тому времени у Ивашкевича за плечами было шесть лет работы в инспекции дорожного надзора. Семидесятые годы в плане дорожного травматизма не назовешь простыми. У каждой второй семьи стоял во дворе мотоцикл. Мальчишки учились ездить на нем с детства. Без прав и соответствующей экипировки подростки выезжали на трассу, что нередко приводило к трагедии. По выходным у местных клубов, где проходили танцы, протиснуться было невозможно – мотоциклов море! А где молодежь, там, известно, и бравада, и азарт, и спиртное. Как мог повлиять на такую ситуацию инспектор? Порой никак. Ведь на все отделение был один мотоцикл МТ-10. Фраза, оброненная одним из вышестоящих руководителей, и сегодня не выходит из головы: «Быстрее Луна упадет на Землю, чем в ГАИ Островецкого или Ошмянского районов будет новая машина!» Чтобы доехать к месту ДТП, приходилось просить технику в местном хозяйстве, не говоря уже о том, чтобы провести профилактическую работу. Благо, что бензина в колхозах хватало и он был дешевым. Еще одна боль сотрудников ГАИ – отсутствие трудовой дисциплины в ряде сельскохозяйственных организаций. Трактористы нередко могли позволить себе сесть за руль в нетрезвом состоянии. Такое нарушение выливалось для них в три года лишения права управления транспортом и 30 рублей штрафа. Однако работать было некому – «бесправники» по-прежнему садились за руль своих авто, чувствуя безнаказанность и позволяя себе дальше нарушать закон.

На первом месте – дисциплина и справедливость

Принципиального Ивашкевича не раз вызывали «на ковер» и требовали снисходительности к колхозникам, даже грозили его отправить на работу в колхоз, но он всегда стоял на своем. Дисциплина и справедливость были у него на первом месте. Каждое правонарушение должно быть наказуемо, считал Виктор Витольдович и никому не давал спуску.
Однажды на дороге возле деревни Тартак он остановил автобус с артистами кино: на Островетчине снимали фильм с Майей Булгаковой в главной роли. Все в автобусе, включая водителя, оказались пьяны. И инспектор высадил всю труппу вместе с известной артисткой советского кинематографа и отправил пешком к ближайшему населенному пункту, что находился в трех километрах. Вспоминая тот случай, Виктор Витольдович признается, что теперь так не поступил бы, но что было, то было.

На протяжении пятнадцати лет он возглавлял Ошмянское МРЭО ГАИ, а в 1992 году был назначен заместителем начальника РОВД – курировал подразделения общественной безопасности и специальной милиции. В подчинении у Ивашкевича было более ста человек, ведь тогда в структуру МВД входили также отдел охраны и пожарная служба. Сотрудники милиции несли неусыпную службу на границе – нельзя было позволить пустить ситуацию на самотек. Обстановка была тревожной. Все помнили трагический случай на литовском таможенном посту в Мядининкае, а затем брошенную в белорусских сотрудников гранату на посту в Лоше. Ивашкевич дневал и ночевал на работе.

Семья – надежный тыл

Сегодня он благодарен за понимание своей супруге Валентине Михайловне, которая ради семьи пожертвовала карьерой и осталась воспитателем в детском саду, потому что этот сад посещали дети. В доме всегда было прибрано и уютно, а на столе сытно, Оксана, Татьяна и Сергей под надежным присмотром. Когда Валентина и Виктор поженились, глава семьи стеснялся своей маленькой зарплаты и думал, что молодая жена станет его за это осуждать. Но мудрая женщина никогда даже виду не подала, не то чтобы упрекнула мужа в этом. Она видела, как супруг предан милиции, какой он ответственный и старательный и насколько для него это важно – иметь работу, которая приносит удовлетворение.
С гордостью Виктор Витольдович рассказывает о своей родне, о родителях и дедах, их героическом прошлом, и о новом поколении, которое чтит традиции предков. Всю душу отдает работе внучка Алеся – главный экономист одного из сельхозпредприятий Ошмянского района. Маме Леонарде Адольфовне недавно сделали серьезную операцию на тазобедренном суставе. Несмотря на 95-летний возраст, женщина стойко перенесла это испытание и делает уверенные шаги по дому. С уважением относятся к Виктору Витольдовичу коллеги: всегда приглашают на мероприятия и встречи с молодыми сотрудниками. Его знают как очень строгого, но справедливого руководителя. За своих он всегда стоял горой. В коллективе никогда не было недомолвок: если Ивашкевич наказал, значит, по делу.

Настойчиво интересуется милицейской службой внук Илья, одиннадцатиклассник СШ № 2. Он решил пойти по стопам деда: после окончания школы будет поступать в Академию МВД. Значит, все не напрасно, считает Виктор Витольдович. Есть что оставить после себя!

Алина САНЮК.
Фото автора и из архива семьи Ивашкевич.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *