Житель Ошмянского района лишился сначала прав, а потом и автомобиля

Общество

Садясь за руль автомобиля, каждый должен думать не только о том, как быстрее добраться до места назначения. Автомобиль – средство повышенной опасности, поэтому необходимо всегда помнить о том, что мы отвечаем как за свою жизнь, так и за жизнь других участников дорожного движения.

Но всегда ли мы об этом думаем, и что нам в этом мешает? Житель Ошмянского района впервые сел за руль в пьяном виде в 2015 году. Судом Ошмянского района он был приговорен к исправительным работам сроком на два года с удержанием в доход государства 20 процентов заработка. Ко всему прочему нарушитель закона был лишен права управления транспортными средствами на пять лет. Казалось бы, времени осознать содеянное предостаточно. Однако на путь исправления гражданин не стал: с судом ему приходилось сталкиваться потом не единожды.

После возвращения из колонии в январе 2021 года мужчина, будучи в состоянии алкогольного опьянения, был задержан сотрудниками ДПС «Стрела» за рулем собственного автомобиля на дороге вблизи д. Буденовка.

Допрошенный на судебном заседании гражданин свою вину признал полностью и чистосердечно раскаялся в содеянном. Виновный отметил, что в уголовно-исполнительной инспекции Ошмянского РОВД ему разъяснили порядок и условия отбывания наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами. Но доведенным аргументам мужчина не внял, после чего приобрел легковой автомобиль и решил съездить на рыбалку в Островецкий район. Так как водителя он не нашел, то пришлось сесть за руль самому. Рыбак не смог удержаться и прямо на месте отметил «событие» спиртным, после чего отправился на машине домой.

Судом Ошмянского района 30-летний мужчина был приговорен к наказанию в виде лишения свободы на срок 1,3 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на пять лет. В соответствии с ч.1 ст.46-1 УК Республики Беларусь был конфискован принадлежащий гражданину автомобиль.

Жестоко? Жестко? А ставить под угрозу безопасность людей?

Жизнь и здоровье – самое дорогое, что есть у каждого из нас. Именно поэтому их защита находится в приоритете у государства. Прежде всего внимание уделяется предупреждению ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

— Практика показывает, что предпринимаемые в Беларуси меры ответственности напрямую влияют не только на снижение дорожно-транспортного травматизма, но и на правовую защищенность участников дорожного движения, — отметил судья суда Ошмянского района Виталий Казакевич. — При усилении мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения смещается акцент ответственности с непосредственного правонарушителя к ответственности собственника (владельца) транспортного средства. Подобный подход вполне соответствует положениям Гражданского кодекса, в которых определена ответственность владельца источника повышенной опасности за причинение вреда независимо от вины, в том числе и за случайное причинение вреда.

В настоящее время ст.46-1 Уголовного кодекса предусматривает, что «независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст.317-1 УК». Таким образом, повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения влечет за собой в том числе конфискацию транспортного средства.

Позитивным моментом такой меры является также и то, что «нарушитель лишается возможности совершения подобного деяния в будущем либо эта возможность существенно ограничивается». Анализ действующих правовых норм в данном направлении дает основание заключить, что введение специальной конфискации не противоречит гражданскому законодательству и принципу неприкосновенности собственности. Более того, обязанность государства по защите жизни человека от любых противоправных посягательств, в частности по обеспечению безопасности участников дорожного движения, имеет приоритет над правом собственности, ее гарантированности государством.

Обращение к правовым предписаниям статьи 46-1 Уголовного кодекса свидетельствует, что она, помимо правил, содержит и исключение из них. Так, ч.1 ст.46-1 УК предусматривает исключение для возможной специальной конфискации транспортных средств. Законодатель исключает специальную конфискацию транспортного средства, выбывшего из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц.

Подготовила Алина САНЮК.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *