Татары среди белорусов — граждане одной страны

Instagram Общество

В канун Дня народного единства предлагаем читателям новую рубрику «Одна страна — одна семья», которую начинаем со знакомства с семьей Криницких. Галину Адамовну Криницкую знаю давно как человека уравновешенного, скромного, отличного специалиста. С этим утверждением, уверена, согласятся и родители, чьи дети занимаются в Ошмянской школе искусств в классе баяна у Галины Адамовны, и ее ученики, и коллеги. В средней школе № 3 и яслях-саду № 6 ее знают как многодетную ответственную маму.
С Галиной Адамовной поговорили о том, как живется мусульманам среди белорусов.

О вере и о себе

— Я чувствую себя такой, как все. Я мусульманка, мне никто не запрещает верить, посещать мечеть или молитвенный дом, придерживаться мусульманских традиций — все доступно. Все зависит от самого человека — хочет он этого или нет. Татары давно живут на территории Беларуси, и культурные и религиозные традиции местного населения, конечно, оказали влияние на жизненный уклад татар. Но никто никого не переубеждает в истинности другой веры, каждый остается в своей. В Ошмянах есть мусульманская община и молитвенный дом, где мы собираемся по пятницам на совместную молитву.

Человек постигает глубину веры на протяжении всей жизни, и понимание многих традиций приходит только со временем и взрослением. Так, признается Галина, она не понимала, почему женщина должна посвящать себя только семье, не ходить на работу. По ее мнению, это ущемляло ее свободу. Теперь она считает, что мужчина тем самым оберегает ее, хочет облегчить жизнь жены, так как и по дому у нее много обязанностей.

— Женщина в исламе находится под защитой сначала отца, — рассказывает моя собеседница, — а потом мужа. Когда она дома, она защищена. Обязанность мужчины — содержать жену и детей, обеспечивать жильем, одеждой, едой. Если жена хочет ходить на работу, она может, но ее доход будет дополнительным, а работа не должна быть в ущерб семье. Жена обязана заниматься домом и детьми, а мужу не запрещено помогать ей в этом. В мусульманской семье обязанности женщины не умаляются, а уважаемы мужем. В исламе к женщине относятся с большим уважением. В одном из хадисов пророка Мухаммеда сказано, что хорошего отношения со стороны людей прежде всего заслуживает мать, мать, мать и только потом отец.

Галина полностью отказалась от алкоголя, так как, согласно Корану, от него малая польза и великий вред. Так делают многие мусульмане. Даже свадьбы отмечают без спиртного или ставят два стола: один — с алкоголем, другой — без. Каждый гость выбирает свой. Галина алкоголь не приемлет — с ним связаны нелегкие воспоминания о первом браке. Соблюдение ежегодного поста — религиозная традиция, которая тоже стала неотъемлемой частью жизни. Пост у мусульман длится месяц. В это время от рассвета до заката нельзя есть, пить, иметь близость с супругом. В темное время суток есть можно. Если настроиться на пост, то он принесет только пользу. Голодание помогает лучше думать. За месяц поста нужно прочитать Коран, желательно на арабском языке. Одна из сур (частей) этой священной для мусульман книги начинается словами «Читай, во имя Господа твоего…», а само слово «Коран» переводится как «чтение вслух, назидание». Пост, по мнению моей собеседницы, учит лучше понимать других, сочувствовать бедным, обездоленным и голодным, дисциплинирует, учит терпению и милосердию. А когда после окончания поста наступает праздник Рамадан-Байрам, то его дух должен прийти в каждый дом. И тогда мусульмане оказывают помощь бедным и нуждающимся. Считается, что чем больше человек отдает, тем больше приобретает.

О детстве и бабушке Розе

Галина родилась и выросла в Ошмянах. Своего отца почти не помнит — он умер, когда девочке не было и трех лет. Мама снова вышла замуж, и у Галины появился новый папа. Женщина уважительно называет своих пап папа Адам и папа Мустафа. К своим родителям она до сих пор обращается на «вы» — так принято выражать уважение к старшим членам семьи в мусульманских семьях.

Много родственников Галины, также как и ее второго мужа Матвея Алиевича, живет в Ивье. Оттуда родом и любимая бабушка Роза. Она была очень мягкой и близкой, обладала удивительной мудростью и природным умом, ко всем могла найти подход, хотя закончила только три класса школы: два класса — польской, один — при советской власти. А когда пришли немцы, школа и вовсе закрылась. После войны было уже не до учебы. Бабушка всю жизнь работала, трудом воспитывались и дети. Работа на земле, огород были всегда. Главный принцип в воспитании детей, которого придерживалась мама Галины, Эмилия Радкевич, — «любi, як душу, трасi, як грушу». Но мама всегда была справедливой, требовательной не только к другим, но и к себе, и это вызывало уважение. А еще всегда была в семье вера, исполнение мусульманских традиций. В советские времена бабушка говорила, что, может, где-то Бога и нет, а в доме был, есть и будет. Детей своих наставляла: «Женитесь только на своих!».

Сегодня Галина Адамовна понимает слова бабушки и согласна с ними: семью нужно строить на едином крепком фундаменте, которым является религия, выполнение обрядов и сохранение традиций.

А какая семья, когда у одного праздник, а у другого — пост, у одного — выходной, а у другого — будний день? К вере и чтению книг всегда тянулся и брат Галины — Дмитрий. Она вспоминает, что в детстве он мог читать по пять книг одновременно. Сегодня Дмитрий Радкевич — председатель Совета имамов Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь.

О своей семье

В семье Криницких четверо детей: Александр, Анна, Борис, Марат. Старший работает в Молодечно электриком, заочно учится в БНТУ, Аня и Боря — ученики 9-го и 7-го классов, Марату 5 лет.

— Я никогда не думала о таком количестве детей. Но в исламе аборты запрещены, считается, что дети даются человеку на воспитание Богом — раз дан ребенок, значит, так нужно. Позже ко мне пришло понимание, что с рождением детей я не изменилась, что всех четверых люблю одинаково и для каждого сделаю все, что смогу. Кроме того, одному ребенку труднее в жизни без поддержки братьев и сестер, труднее будет ухаживать за родителями в старости. А хорошее отношение к родителям — обязанность каждого мусульманина.

Галина Адамовна считает, что ее дети обязательно должны быть учениками школы искусств. «Как я своих не буду учить, если других уговариваю», — говорит она. Старший освоил игру на балалайке, Аня и Боря занимаются в классе баяна. Кроме того, Галина считает, что чем больше дети заняты, тем лучше. Если время не занять чем-то полезным, оно будет растрачено впустую. А музыка, даже если ребенок не станет музыкантом, приносит только пользу, развивая трудолюбие, целеустремленность, логическое мышление, обогащая духовный мир.

Семья Криницких, как и другие многодетные семьи в стране, чувствует поддержку государства: бесплатное питание для детей-школьников, 50-процентная оплата за услуги детского сада, на младшего открыт семейный капитал. Это ощутимый бонус для семьи, считает Галина Адамовна, хотя Криницкие им пока и не воспользовались. В жилье они не нуждаются — купили частный дом в городе еще до того как стали многодетной семьей, муж сам сделал в нем ремонт, построил теплицу и гараж.

Дети растут с пониманием того, что нужно работать и помогать взрослым. Старший сын самостоятельно оплачивает свое обучение в университете, Борис — стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.Во время разговора Галина Адамовна несколько раз подчеркнула, что у мусульман самим про себя говорить хорошо не принято, также как хвастаться своими достижениями или богатством. Они даются человеку как испытание. Возможно, именно скромность и толерантность и дают двум народам жить в мире и согласии уже на протяжении многих веков.

Ирина БРАЗОВСКАЯ.

Фото из архива семьи Криницких.

Стоит почитать:


Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *