Как работает комиссия по делам несовершеннолетних в Ошмянском районе

Общество

IMG_2275Забота о несовершеннолетних — одно из главных направлений работы в Ошмянском районе. Комиссия по делам несовершеннолетних выполняет важнейшие функции по защите прав детей и подростков, координирует деятельность всех структур в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. О работе комиссии, статусе социально опасной семьи и взаимодействии с ней  рассказала методист Ошмянского районного учебно-методического кабинета Ирина Бразовская.

— Ирина Марьяновна, комиссия ведет учет семей, находящихся в социально опасном положении?

— Да, ежегодно около 22 тысяч детей признаются находящимися в социально опасном положении. И каждый год примерно столько же с этого учета снимается. Около 70 процентов утрачивают статус находящихся в социально опасном положении в связи с тем, что проблемы в семье удалось решить. Остальная часть по ходатайству учреждений образования и по решению комиссии по делам несовершеннолетних признаются нуждающимися в государственной защите. В таком случае детей забирают у родителей, но окончательное решение о лишении или сохранении родительских прав принимается в суде.

В среднем 55 процентов детей, которых забрали у родителей, возвращаются в семью, и дело до суда не доходит. Только за период реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» родителям, восстановленным в родительских правах, возвращены 3137 детей.

— Сколько семей нашего района находятся в социально опасном положении?

— Сегодня в Ошмянском районе в социально опасном положении находятся 179 детей из 99 семей. Их число из года в год растет. В 2014 году детей, находящихся в социально опасном положении, было 116 из 63 семей, в 2015 — 130 из 72, в 2016 — 175 из 99.

— При посещении семей  на что в первую очередь комиссия обращает внимание?

— При посещении семей педагоги и члены межведомственных комиссий обращают внимание на то, работают ли родители, есть ли у них стабильный источник дохода, могут ли они обеспечить детей питанием, необходимой одеждой и обувью. У ребенка должно быть спальное место, чистое постельное белье, своя посуда, еда, игрушки, место для подготовки уроков, игр. Во дворе частного дома, где играет ребенок, не должно быть опасных предметов. Исправными должны быть печное и газовое отопление, электропроводка. Словом, при посещении семьи комиссия обращает внимание на все, что может угрожать жизни и здоровью ребенка.

— Что может послужить поводом для посещения семей?

— В семью придут педагоги, если родитель был задержан за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, хулиганские действия, если случился семейно-бытовой скандал, произошел несчастный случай, и ребенок получил травму, ушел из дома. Кроме того, педагоги обращают внимание на участие родителей в жизни учреждения образования, пропуски, обращения соседей и других граждан.

С проверкой придут и в том случае, если ребенок совершил правонарушение или преступление, если у семьи имеется долг за коммунальные услуги, пользование электроэнергией более трех месяцев.

Развод родителей также может послужить поводом для посещения комиссии. Когда в суде решается, с кем останется жить ребенок, будут изучены условия жизни и воспитания несовершеннолетнего по месту жительства каждого родителя.

— Школы не остаются в стороне от взаимодействия с КДН?

— В начале каждого учебного года, а также при появлении в классе нового ученика в семью также придет педагог. После он проводит анализ увиденного, определяет, какие семьи вызвали у него тревогу, информирует социально-педагогическую и психологическую службу учреждения образования. Если есть обеспокоенность, то в семью придет комиссия.

— Как строится работа с семьями, находящимися в социально опасном положении?

— Если встанет вопрос о признании ребенка находящимся в социально опасном положении, то родители будут приглашены в школу на совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или заседание педагогического совета (в дошкольном учреждении образования), где будут ознакомлены с основными критериями и показателями постановки несовершеннолетнего в социально опасное положение. После того как ребенок признается находящимся в социально опасном положении, составляется план защиты.

 При посещении семьи составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. В нем сказано, работают ли родители, какая у них зарплата, насколько каждый из родителей участвует в воспитании и содержании ребенка. Также отмечается успеваемость ребенка, его занятость в свободное время, режим дня, состояние здоровья, организация его отдыха в летнее время, взаимоотношения с родителями и жилая площадь. Определяется, нуждается ли несовершеннолетний в социальной, правовой, педагогической, психологической или материальной помощи.

— Каким образом комиссия выявляет, что ребенок находится в социально опасном положении?     

— Существует ряд критериев, по которым мы это понимаем. Во-первых, несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка, лишены родительских прав в отношении старших детей. Во-вторых, ребенок воспитывается в семье, где родители злоупотребляют родительскими правами: принуждают ребенка к попрошайничеству, азартным играм, запрещают посещать учреждение образования. В-третьих, несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители отрицательно влияют на его поведение: злоупотребляют  спиртными напитками,  состоят на учете в органах внутренних дел и т.д. Также ребенок находится в социально опасном положении, если в семье есть место насилию и жестокому обращению. В-четвертых, он находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации: проживает в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица родителей, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера), ребенок предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания. И, наконец, несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия.

— И все же, как этот статус семьи влияет на жизнь ребенка?

— Социально опасное положение — это процедура сопровождения семьи, нуждающейся в поддержке. Проводится коррекция детско-родительских отношений, кому-то оказывается материальная помощь, разъясняются законы, помогают на работе решить какие-то вопросы или трудоустроиться. Детей не разлучают с родителями, а время нахождения в этом статусе не ограничено.

Признание ребенка находящимся в социально опасном положении никак не влияет и не накладывает отпечаток на его дальнейшее профессиональное становление, не ограничивает его права и свободы, для поступления препятствием не станет.

— Ирина Марьяновна, чтобы вы посоветовали родителям, которые попали в трудную жизненную ситуацию?

— Я хочу дать родителям несколько простых советов: будьте всегда рядом со своими детьми. Не сравнивайте их с другими. Не ожидайте, что они реализуют ваши несбывшиеся планы. Если надо, давайте отрицательную оценку их негативным поступкам без унижения человеческого достоинства. Хвалите их за  успехи, поддерживайте в неудачах. Любите их так, как любили в младенчестве, безусловно, радуясь тому, что они просто есть!

Беседовала Екатерина РУДИК.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *