На минувшей неделе в Гродно завершился областной этап республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь — 2017». Учитель истории гимназии №1 г. Ошмяны Лариса Александровна Ларионова заняла второе место в суперфинале и стала победителем в номинации «История, обществоведение, география».
Республиканский конкурс проходит в несколько этапов, включая школьный, районный, областной, и длится не один месяц. В нынешнем году в школьном этапе приняло участие более 2,5 тысячи педагогов области. А в финал областного этапа вышли 24 педагога, среди которых две наши землячки — Лариса Ларионова и Ольга Шведова-Юницкая из Новоселковского УПК.
Очные конкурсные испытания в области длились всего несколько дней. В середине марта педагоги давали мастер-класс и урок в незнакомом классе. А 6 — 7 апреля они встретились в Гродно, где их ожидало психолого-педагогическое тестирование, представление системы своей педагогической деятельности, а в суперфинале — публичное выступление на тему «Учитель вчера, сегодня, завтра» и мини-урок на сцене, «учениками» на котором выступили коллеги-конкурсанты. И хотя выездными оказались лишь четыре дня, им предшествовала огромная подготовка.
О том, что она снова будет участвовать в конкурсе «Учитель года» (в 2003 — 2004 учебном году, работая в Гравжишковской средней школе, она уже представляла наш район в области), Лариса Александровна узнала еще перед Новым годом. На протяжении следующих месяцев шла активная подготовка.
— Победа в конкурсе профессионального мастерства, — рассказывает Лариса Александровна, — это результат работы не одного учителя, а целой команды. А она у нас была: помогали креативными идеями, филологическими знаниями, оказывали техническую и моральную поддержку. Даже в Гродно я ощущала надежное плечо директора и коллег. Поэтому с уверенностью могу сказать, что автор нашей победы — гимназия.
Вспоминая все конкурсные испытания, Лариса Александровна признается, что труднее всего ей далось выступление на сцене. Конечно, максимального напряжения и отдачи потребовал и урок в незнакомом классе, который учителю ошмянской гимназии пришлось давать в Мостах. И все же это привычная для педагога стихия, это то, чем он занимается всю жизнь. Публичное выступление требует от учителя не только глубоких знаний, профессионализма, но и особого психологического настроя, в некоторой степени даже артистичности. Впрочем, несмотря на стрессовую ситуацию, Лариса Александровна успешно справилась и с этим испытанием.
Обобщая опыт своей работы, Лариса Ларионова постаралась в первую очередь представить систему педагогической деятельности, не акцентируя, в отличие от других конкурсантов, внимания на успехах и достижениях. Правда, это вовсе не означает, что их у нее нет. Выпускники Ларисы Александровны успешно сдают централизованное тестирование, занимают призовые места на олимпиадах и, несмотря ни на что, поступают на педагогические специальности. К слову, исторический факультет по примеру мамы и дедушки, известного краеведа, создателя книги «Память», Александра Григорьевича Кореневского закончила и дочь Ларисы Александровны Екатерина. Ведь в этой семье педагогическую профессию чтили всегда.
Конечно, труд учителя — это не только уроки и факультативы, проверка тетрадей и составление планов, классное руководство и бесконечные конкурсы… Глядя на Ларису Александровну, педагога-профессионала, понимаешь, что учитель — это призвание. Влюбленная в свое дело, она находит время и на то, чтобы дать ученикам прочные знания, и на то, чтобы по душам поговорить со своими десятиклассниками, и на то, чтобы поделиться опытом на районном методическом объединении историков, которым руководит на протяжении нескольких лет… Да и родных Лариса Александровна старается не обделить вниманием. А они в ответ дают ей силы и вдохновение для преодоления новых вершин, разделяют радость каждого успеха.
К слову, победителей конкурса «Учитель года» ждали подарки и поздравления не только от близких, друзей, но и от Гродненского областного комитета профессионального союза работников образования и науки, а также ряда организаций, выступивших спонсорами областного этапа. Тепло встретили Ларису Александровну по возвращении с суперфинала: поздравления она принимала от отдела образования, спорта и туризма, администрации, коллег и учеников гимназии.
Выходные на перезагрузку — и Лариса Александровна снова рассказывает про древние цивилизации, проверяет, как усвоены даты, учит работать с понятиями, готовит выпускников к централизованному тестированию и волнуется по поводу предстоящих олимпиад. Учительская жизнь постепенно возвращается в привычное русло.
Однако конкурс профессионального мастерства для нее еще не завершился, ведь впереди, в сентябре, республиканский этап и немало нестандартных заданий, которые определят, кому же в нынешнем году достанется хрустальный журавль и звание «Учитель года Беларуси».
Людмила КОЗЕЛ.
Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.