Как организована помощь детям до трех лет в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района

Образование

Рождения ребенка чаще всего ждут, как чуда. Будущие мамы готовят крохе одежду, папы заботятся о детской комнате, кроватке, чтобы маме и ребенку было удобно и комфортно, бабушки и дедушки тут как тут со своими житейскими советами. И все ждут рождения крепкого здорового малыша. Но в результате сложных родов или наследственности в семье может родиться ребенок с нарушениями в развитии. К такому повороту событий редко кто бывает готов.

Не всегда патологию можно выявить на ранних этапах. Каждый человек индивидуален. Это касается и маленьких детей. Один ребенок начинает ходить в девять месяцев, другой – после года; один в два года говорит предложениями, другой использует отдельные слова, но при этом понимает речь и правильно выполняет просьбы. Незначительная разница в развитии не говорит о том, что с ребенком что-то не так, но существует ряд признаков, которые могут в действительности свидетельствовать о том, что малыш отстает в развитии.

Учитель-дефектолог центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района Ирина Кохановская поясняет:

— О том, что ребенок развивается не так, как в норме, могут говорить разные признаки: слишком яркая реакция на громкие и резкие звуки или, наоборот, ее отсутствие; малыш не улыбается, не концентрирует внимание, не откликается на свое имя и ряд других. Заметить отклонения в развитии ребенка родителям не всегда легко, но для этого существуют профессионалы. Детский невролог, врач-педиатр могут забить тревогу во время периодических осмотров ребенка и посоветовать родителям обратиться в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для получения ранней комплексной помощи. Кроме того, в ряде случаев медицинский анамнез развития ребенка предполагает оказание ему такой помощи, так как имеющееся у него неврологическое заболевание может вызвать отклонения или отставание в развитии. Чтобы вовремя оказать помощь такому ребенку, врач-невролог отправляет в наш центр списки детей до трех лет. Мы предлагаем родителям таких детей помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые занимаются с ребенком несколько раз в неделю. Занятия проходят и в присутствии родителей, и без них — в зависимости от самочувствия и поведения ребенка. Часто проблемы с отставанием в развитии решаемы, если помощь малышу оказана вовремя. Чем раньше это произойдет, тем лучше.

Ирина Кохановская и педагог-психолог Татьяна Юшковская отдали  ранней комплексной помощи больше десяти лет и из опыта знают, что иногда родители, видя, что у детей есть проблемы в развитии и, не желая их афишировать, надеются, что ребенок догонит сверстников к трем годам, когда ему нужно будет идти в детский сад. И тем самым упускают самое драгоценное время, когда малышу можно помочь. Мозг новорожденного пластичен: чем раньше ребенок включается в образовательный процесс, тем лучше. Ранняя комплексная помощь может ослабить уже имеющиеся нарушения, предупредить вторичные отклонения, стимулировать возможности ребенка.

В центре коррекционного обучения и реабилитации создан кабинет ранней комплексной помощи, где собран богатый материал, много развивающих игрушек, пособий для детей раннего возраста, оборудован зал для занятий физкультурой.

К детям от года до двух специалисты выезжают на дом, после двух — по желанию родителей занятия могут проводиться как в центре, так и на дому. В сельскую местность специалисты выезжают сами.

Родители могут присутствовать на занятиях, чтобы наблюдать за своим ребенком и за тем, как с ним работает специалист. Ведь в работе с детьми такого возраста присутствует своя специфика. Педагоги после первого общения с ребенком, изучения его особенностей подбирают соответствующие его возрасту и уровню развития игрушки и пособия. И всегда при этом стремятся работать на зону ближайшего развития, чтобы постепенно расширять границы его умений.

К трем годам специалисты центра, исходя из актуального уровня развития ребенка, уровня сформированности навыков самообслуживания, речевых, бытовых, социальных навыков, предлагают ему дальнейший образовательный маршрут. Более 50 процентов детей, которым была оказана ранняя комплексная помощь, обучаются далее по общеобразовательной программе. Некоторым детям предлагается обучение в логопедических или интегрированных дошкольных группах, чтобы и дальше ребенку оказывалась помощь специалистов. Дальше дети, как правило, идут в общеобразовательную школу. Конечно, есть случаи, когда в результате тех или иных заболеваний вывод ребенка на норму невозможен. Но в этом случае ранняя помощь педагогов также не будет лишней – она поможет сгладить или предупредить вторичные нарушения в развитии ребенка.

Специалисты центра подчеркивают: именно раннее оказание коррекционно-развивающей помощи ребенку способствует более успешному выводу его на норму или предупреждает возможные отклонения в развитии в будущем, просят родителей не замыкаться, а обращаться в центр при любом подозрении на аномалии в развитии ребенка. Иногда в центр обращаются мамы, которые видят проблему там, где ее нет. Но и в таком случае педагоги не откажут в консультации. Лучше проявить излишнюю бдительность, чем потерять драгоценное время.

Еще один важный аспект ранней педагогической помощи состоит в том, что, работая с детьми, учитель-дефектолог и психолог одновременно работают и с родителями, оказывая им консультативную помощь, предупреждая возможные педагогические ошибки. В центре на постоянной основе именно для родителей малышей издается журнал «Мамина школа», где размещается много полезной информации о том, как разговаривать, играть, общаться с детьми раннего возраста, об особенностях развития детей в разных возрастных периодах. Если родители активно включаются в процесс воспитания и обучения ребенка раннего возраста, то результат всегда только положительный.

Ирина БРАЗОВСКАЯ.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *