То, что ребенок орудует в основном левой рукой, родители, как правило, замечают еще в раннем возрасте. Кто-то настораживается, для других это лишь подтверждение уникальности собственного чада. Однако мало кто знает, что в конце XX века, в 1992 году, в США группа людей боролась за права левшей и даже создала собственную ассоциацию. С тех пор 13 августа в мире отмечается Международный день левшей.
Директор Ошмянского районного центра культуры Марина Полстюк рассказала нашей газете, каково это — быть левшой.
— О том, что я левша, родители поняли еще в детстве. Одно время они пытались переучивать меня, однако это было начало девяностых, и тогда про леворукость в прессе начало появляться много информации, — рассказывает Марина Станиславовна, — отношение к левшам изменилось: их уже не пытались переделывать в правшей, как это было в Советском Союзе, и постепенно родители оставили свои попытки.
В школьные годы, когда на физкультуре надо было играть с мячом, метать ядро, девочке от детей доставалось прилично: ее дразнили леворукой, хотя, если оставить в стороне детские обиды, эта особенность Марины Станиславовны сложностей не вызывала, к тому же делать некоторые вещи хорошо, например писать, она научилась как левой, так и правой рукой.
Существует теория о том, что у правшей лучше развито левое полушарие мозга, а у левшей — правое. Левое полушарие отвечает за речь, письмо, обучение, прием, анализ, обработку и запоминание поступающих данных и за управление правой половиной тела. Правое полушарие отвечает за интуицию, обработку образной информации, пространственную ориентацию, музыкальность, воображение, эмоции, многопоточное мышление, движение левыми конечностями.
— О том, что левши лучше подстраиваются под окружающий мир, говорит много исследований, – рассказывает женщина. — Подобный эксперимент проводил дирижер оркестра в Лидском музыкальном училище, где я училась. Во время дирижирования левая рука отбивает ритм, а правая показывает мелодию, а он поставил меня перед пятьюдесятью музыкантами и сказал, чтобы я поменяла руки: правая — ритм, левая — мелодия. В общем, все смотрели большими глазами и пытались понять, что я им машу.
Несмотря на то, что среди левшей достаточно много известных музыкантов — Пол Маккартни, Джими Хендрикс, Курт Кобейн, — однако реальность такова, что основная масса левшей играют и позируют как правши, потому что так проще учиться и легче найти подходящий инструмент. Как вспоминает Марина Полстюк, когда она играла на домре, как только программа начинала усложняться, левая рука начинала «разгоняться», а правая не успевала за ней.
— Моя правая рука, — говорит женщина, — редко бывает целой. На ней всегда порезаны пальцы.
В повседневной жизни леворукость никаких проблем женщине не доставляет, со временем она привыкла хорошо обращаться и с ножом, и с ножницами, которые у нас по-старинке затачиваются под правшей. Возможно, как признается Марина Станиславовна, если бы она работала в швейной мастерской или парикмахерской, то леворукость бы мешала, но в сфере культуры левая рука очень часто помогает: можно одновременно правой писать ноты, а левой — слова. Подобный опыт в жизни Марины Станиславовны тоже был.
В вопросе, стоит ли пытаться переделать левшу в правшу, она категорична — нет.
— У меня дочка и племянник левши. Им это ни капли не мешает. Конечно, считается, что левшей мало, но, согласно опросам, на восемь правшей приходится один левша. Так что на самом деле левшей очень много — надо только присмотреться.
Согласно тем же исследованиям, леворукие люди действительно имеют склонность и большие шансы стать спортсменами, музыкантами, художниками, актерами, поэтами.
Антон МАЛЬШЕВСКИЙ.
Фото из архива Марины Полстюк.

