2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме

Общество

2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. Многие слышали об этом заболевании, но пока не сталкивались лично, не вникали в подробности. Вокруг болезни существует много противоречивой информации, но совершенно достоверно то, что причины ее возникновения неизвестны и лекарства от нее нет. Поэтому так трудно бывает родителям принять диагноз своего ребенка: это не пройдет через неделю, месяц, год — это навсегда, и с этим нужно научиться жить.  В Ошмянском районе проживает 10 детей с диагнозом «аутизм». Детей, у которых есть те или иные расстройства аутистического спектра, гораздо больше.

 «Это замечательный ребенок: красивый, высокий, умный, но не такой как все»

Обращаясь в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, не очень надеялась на то, что кто-то из родителей детей с аутизмом согласится на беседу. И очень благодарна Нине А., которая откровенно рассказала о своем «особенном» ребенке. Правда, женщина призналась, что, если ее фамилия не будет звучать, ей будет комфортнее. Проблема маленького городка: мало того, что родители ежедневно сталкиваются с нестандартным поведением своего ребенка и вынуждены подстраивать под него свою жизнь, что переживают свой собственный трудный путь принятия неутешительного диагноза, им еще приходится сталкиваться с непринятием проблемы обществом, переживать и прятать в себе свои переживания, чтобы не стать частью пустых пересудов и разговоров.

— Это замечательный ребенок: красивый, высокий, умный, но не такой как все, — говорит Нина о своем сыне Александре. — Ему уже четырнадцать лет. Он умеет общаться по-своему, но связной речи с построенными, даже простыми, предложениями у него нет, только отдельные слова.

До года мальчик физически развивался совершенно нормально. Мать забила тревогу, когда ему исполнилось полтора года – он не говорил, у него появились странные вздрагивающие движения, странности в еде – с года до двух лет мальчик выпивал в день литр козьего молока и съедал несколько ложек супа, другой еды не признавал. Знакомые успокаивали – вес набирает хорошо, а что не говорит, так мальчики всегда начинают говорить позже. До трех лет была надежда. Саша развивался, знал и показывал цвета, фигуры, животных, но молчал.

«Надежды остается все меньше, но она теплится»

Впервые слово «аутизм» Нина услышала в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Специалисты, к которым она обратилась по поводу отсутствия речи у ребенка, отметили некоторые его особенности, характерные для людей с аутизмом. Но поставить такой диагноз педагог не вправе, и ребенка с мамой направили на  обследование в республиканский научно-практический центр отоларингологии в Минске. Слова «аутизм», «инвалидность» снова прозвучали, но сознание матери отказывалось их слышать, хотя она уже читала информацию о болезни, находила ее признаки у сына, но надежда на чудо оставалась. Нина признается, что она и сейчас до конца с диагнозом не смирилась, надежды остается все меньше, но она теплится. Диагноз «аутизм» ребенку выставили в семь лет.

В детском саду он сторонился детей, не играл с машинками. Элементы конструктора не складывал в фигуры, а всегда выстраивал в ряд. Если вдруг замечал на одежде хоть самое маленькое пятнышко, начинал кричать и плакать. В садик ходили одной постоянной дорогой, поменять маршрут, свернуть на другую улицу было нельзя – снова крик и плач. Панику у мальчика вызывало здание больницы, его приходилось обходить, чтобы оно не попадало в поле зрения ребенка.

Пока Нина всегда рядом с Сашей.

Пока Нина всегда рядом с Сашей. Женщина не работает, осуществляет уход за сыном. Каждое утро приезжает микроавтобус коррекционного центра, и мальчик в сопровождении тьютора отправляется на занятия. Он — ученик седьмого класса ЦКРОиР. С ним занимаются учителя-дефектологи Ольга Неделевская и Наталья Матяшова, педагог-психолог Татьяна Юшковская, воспитатель Людмила Андриевская. Благодаря специально разработанной программе и занятиям педагогов, бесконечному терпению матери мальчик уже многое умеет в плане бытовых навыков и самообслуживания, общения и коммуникации со сверстниками.

Семья Саши больше десяти лет живет в городе на улице Борунской. Мальчик любит наблюдать, как играют на площадке дети, почти каждый день гуляет с мамой по своему микрорайону, любит смотреть, как строятся новые дома, особенно интересуется лифтом. С помощью интернета нашел всю информацию об его устройстве. Чаще всего Саша вводит информацию в поисковик на английском языке. Он знает алфавиты русского, белорусского, украинского, польского, английского языков, знает, что есть буквы и звуки. Интересовался арабским и китайским. Последние увлечения – армянский и башкирский. Если Саше что-то нужно, он может написать это маме в телефоне. Правда, она никогда не знает, на каком языке с ней общается ее сын в данную минуту. В ответ на ее вопрос, он может указать в книге на флаг страны, на языке которой написал.

Совсем недавно в речи мальчика появилось местоимение «я», и он может применить его по отношению к себе, правда, сразу добавляет имя. С возрастом изменились пристрастия в еде: если хлеб — только «кирпичик», если мясо — то только прожаренное до корки. Всю еду он обязательно досаливает сам.

С возрастом мальчик перестал сторониться детей, ему хочется быть с ними. Он тянется к младшему брату, а вот со старшим такой близости не получается, может быть потому, что старший сын сам по себе достаточно замкнутый, говорит Нина. На улице женщина замечает, что на них иногда пытливо-настороженно оглядываются, особенно дети-дошкольники. Иногда люди спрашивают: «Чего вы тут ходите, что вы тут ищите?»

Большую часть времени, не считая прогулок, мальчик находится дома или в коррекционном центре. Поездки или выходы в общественные многолюдные места совершать всегда было очень сложно. Реакция ребенка могла быть неожиданной. После того, как в шесть лет во время обследования в одной из больниц Гродно мальчик спрятался в шкафу, а потом ударил врача, Нина долго никуда с ним не ездила. Осмелились только в этом году — в республиканский детский центр медицинской реабилитации в санатории «Боровое».

Не секрет, что мужчинам тяжелее смириться с болезнью ребенка, и многие уходят из семьи. Нине повезло, что болезнь Саши не разрушила ее семью. Муж болезненно переживал известие о болезни сына, но меньше показывал, ребенка он принял, и между папой и сыном наладились теплые отношения. Труднее пришлось бабушкам в силу возраста и воспитания понять, что не так с их внуком. Одна до сих пор не принимает никаких аргументов, другая, наоборот, интересуется новыми методиками в адаптации детей с аутизмом, звонит и делится информацией.

Что дальше?

Нину очень беспокоит будущее сына, ведь навыков социализации в обществе у него практически нет. Он не может самостоятельно сходить в магазин и купить продукты, воспользоваться общественным транспортом, добраться куда-то по незнакомому адресу. Внешне он выглядит, как обычный подросток, и пока он молчит, окружающие предъявляют к нему такие же требования, как и к другим детям его возраста. Пойти в магазин с сыном, чтобы порепетировать момент совершения покупки Нина пока не решается: поймет ли продавец, да и люди в очереди?

Семья живет на третьем этаже многоэтажки. Женщина очень благодарна своим соседям за терпение и понимание. Саша вечером долго не засыпает, может кричать, танцевать, шуметь, и никогда между соседями не возникало из-за этого конфликтов. Из опыта общения с мамами таких же детей Нина знает, что иногда семьям с больным ребенком приходилось менять место жительства.

Все, о чем рассказала женщина, все особенности поведения ее сына – типичные проявления аутизма. И об этом должны знать окружающие. Шаг навстречу друг другу должно сделать и общество, и семьи, где воспитываются такие дети. Нельзя закрываться в четырех стенах, надо рассказывать о своих переживаниях и проблемах. Уверена, что большинство людей поймет. Многие боятся людей с аутизмом, потому что ничего о них не знают. А ведь не только родным, всем надо знать о них как можно больше, для того чтобы встретившись с таким человеком, мы понимали причины его поведения и умели себя с ним вести.


Людмила Козловская, директор центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района:

—  На протяжении ряда лет отмечается рост количества детей с нарушениями психофизического развития, в том числе и с аутизмом. У нас в районе проживает 10 детей с установленным диагнозом «аутизм», но детей с нарушениями аутистического спектра гораздо больше.

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье вне зависимости от достатка, образования и социального статуса родителей. Каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100 % установить или опровергнуть диагноз «аутизм», до сих пор нет. Диагноз не выставляется за один день, ребенок проходит обязательное медицинское обследование, как правило, в Гродненском областном клиническом центре. Если у ребенка нет полной картины аутизма, ему могут дать шанс и ограничиться, например, «задержкой психического развития с особенностями поведения», в соответствии с которым районная психолого-медико-педагогическая комиссия определяет ребенку образовательную программу для детей с трудностями в обучении. Родители вправе отказаться от программы специального образования, тогда ребенок продолжит ходить в обычную группу детского сада, к нему будут предъявляться те же требования, что и ко всем детям. В этом случае упускается время, когда с ребенком уже мог бы заниматься специалист – учитель-дефектолог.

Каждый ребенок с аутизмом на основании диагностики осваивает свою образовательную программу с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей. В нашем центре детей с аутизмом обучают элементарным бытовым навыкам, учат общению, используя систему альтернативной коммуникации PECS (обмен картинными символами как средства общения), которая позволяет заменить общение речью общением посредством картинных символов.

 

Ирина БРАЗОВСКАЯ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *