Цель конституционной реформы – сделать политическую систему Беларуси более эффективной

События

 

Александр МАРКЕВИЧ, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:



– Через несколько дней мы отметим очередную годовщину Октябрьской революции 1917 года. Большинство людей, независимо от своих политических взглядов, пристрастий, гражданства и вероисповедования, признают, что благодаря российской революции и появлению в последующем СССР мир кардинально изменился, а человечество разделилось на два враждебных лагеря, конкуренция между которыми явилась в том числе источником развития и прогресса.

Октябрьская революция привела к появлению белорусской государственности, вместо Северо-Западного края возникли БНР, ССРБ, Лит-Бел, затем БССР в составе СССР. На их руинах в начале девяностых годов прошлого столетия выкристаллизовалась Республика Беларусь. Налицо – исторический прогресс государственности. Однако построенный новый мир совсем не отличается, как оказалось, устойчивой системностью и долговременной стабильностью.

Анализ событий прошлого года показывает, что по сути (если абстрагироваться от частностей), в нашем обществе произошло противопоставление двух стратегических направлений развития – эволюционного и революционного. Власть предложила эволюционный путь, без кардинальной ломки существующих реалий жизни людей, без снижения их уровня жизни и риска потери части территорий, как мы видим у некоторых постсоветских и бывших социалистических государств. И, без сомнения, это верный путь.

Часто слышу, что в девяностые годы мы могли быть в авангарде экономических и социальных преобразований и к сегодняшнему дню достигли бы высочайшего уровня жизни и расцвета экономики. Но критиканы забывают, что никто не собирался вкладывать в нас столько средств, сколько вложил Запад в Прибалтику и Польшу, потому что ментально мы для них чужие. Выскажу сугубо личное мнение: по этому сценарию мы бы сейчас жили, как в Молдавии: поворачиваясь к России и Западу то передом, то задом, выклянчивая у одних ресурсы, у других – возможности, а нужды народа удовлетворялись бы в последнюю очередь. Пример Украины не беру, поскольку для нас потеря даже части территории грозит потерей государственности.

Вывод из этого довольно прост: необходимо жить своим умом и идти своим путем, надеясь на свои ресурсы и возможности, скрупулезно фундаментуализируя и монетизируя достигнутое. Это и есть эволюционный путь развития.

Реалии, тем не менее, не стоят на месте, необходима корректировка курса. Начать изменения с Конституции – логично и оправданно. От них можно двигаться дальше в эволюционных преобразованиях.

Какие же значимые изменения предлагаются в Конституции Республики Беларусь? Страна по-прежнему сохраняет президентское правление, срок полномочий главы государства остается 5 лет, но возможность одному и тому же человеку избираться повторно ограничится двумя сроками. Президентом может стать гражданин Беларуси не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Сохраняя право на издание указов и распоряжений, Президент не имеет право издавать декреты, которые имеют силу законов, и отменять акты правительства. Часть полномочий перераспределяется от Президента к исполнительной ветви власти областного и районного уровней.

Ключевое изменение – закрепляется законодательный статус Всебелорусского Народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС сможет рассматривать вопрос о легитимности президентских выборов, определять стратегию развития страны и возможность объявления Президенту импичмента за госизмену и тяжкое уголовное преступление. Окончательно дорабатываются статьи, определяющие порядок формирования делегатов Всебелорусского Народного собрания.

Вводится единый день голосования по выборам депутатов парламента и местных советов (областных, городских, районных, сельских), полномочия местных советов продлены до следующих плановых парламентских выборов осенью 2023 года.

Кроме того, закрепляются ценностные ориентиры, такие как сохранение исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, принципы социального государства и брака как добровольного союза мужчины и женщины.

Вопрос об отмене смертной казни предложено рассмотреть позже на отдельном референдуме, сейчас дорабатываются заключительные положения изменений в Конституцию и шлифуется наработанное. Не позже февраля планируется проведение референдума по принятию конституционных изменений.

Цель изменений в Конституции Республики Беларусь очевидна: сделать политическую систему Беларуси более эффективной и современной, заложить механизмы политической преемственности и защиты, говоря по-простому, «от дурака». Это реальный концепт будущего страны.

Впереди, вплоть до референдума, – общественное обсуждение проекта конституционных изменений, уже сейчас возникают различные дискуссионные предложения. К примеру, в Преамбуле действующей Конституции указывается на «приверженность общечеловеческим ценностям», которые нигде не зафиксированы и потому каждый понимает их по-своему, но разработчики меня заверили, что это обсуждалось и принято решение оставить такую формулировку. Там же зафиксирована «многовековая история развития белорусской государственности». Для меня же более приемлема трактовка «многовековая история развития государственности на белорусских землях». Впрочем, именно для шлифовки таких моментов и существует общественное обсуждение.

Ведь любое политическое решение, тем более конституционные изменения – это общественный компромисс, достижение определенного баланса общественных интересов. Баланса для того, чтобы мы оставались белорусами, имели устойчивое и сильное государство, запрос на которое является общемировой тенденцией в свете происходящей регионализации и пандемийных вызовов.