Как быть с захоронениями, за которыми некому ухаживать?

Общество

 

Кладбище — место, которое одни считают зловещим, другие — местом скорби, где рано или поздно заканчивается путь каждого человека. Здесь, как нигде, становится понятной суетность и быстротечность человеческой жизни. Это еще и свидетельство прошлого, источник сведений о людях, живших до нас, богатая информация о стилях в искусстве и архитектуре. Кладбище, молча, может многое рассказать и о нас с вами – живущих ныне.

Накануне Дня памяти, который отмечается 2 ноября, все мы спешим навести порядок на могилах родственников. А как быть с теми захоронениями, за которыми некому ухаживать? Все городские кладбища находятся на балансе ЖКХ, но это не значит, что поддержание порядка там ложится только на плечи коммунальщиков. Больше всего вопросов возникает по уходу за закрытыми кладбищами. И если порядок на католическом кладбище поддерживается в том числе и силами прихожан, то на православном, которое находится на улице Якуба Коласа рядом со зданием РОВД, — нет. А ведь оно — одно из самых старых в городе. Письменного подтверждения о времени его возникновения пока не найдено. Но если внимательно изучить сохранившиеся надгробия, то можно утверждать, что кладбище ведет свою историю как минимум с начала XIX века. Самое старое захоронение — могила Степаниды Дук, умершей в 1806 году.

По периметру кладбище огорожено массивной каменной оградой, которая в некоторых местах уже требует ремонта. Попасть на его территорию сегодня можно только через боковые ворота со стороны РОВД. Центральные с недавнего времени наглухо закрыты листом металлопрофиля. А как к ним подходили раньше, для меня так и осталось вопросом, ведь ни справа, ни слева от ворот нет ни дорожки, ни тротуара – надо было идти или по проезжей части, или по краю насыпи, примыкающей к ограде.

Сразу у входа попадаешь на вымощенную, обсаженную хостами дорожку к братской могиле, где захоронены 82 человека – военнослужащие и участники сопротивления времен Великой Отечественной войны. Согласно паспорту захоронения уход за ним осуществляют ЖКХ, РОВД, ОАО «Радиотехника», СШ № 1 г. Ошмяны им. М.М. Гружевского.

Ну а дальше… ухоженные и неухоженные могилы, надгробия, памятники, ограды. В некоторых местах можно пройти, к некоторым могилам подойти невозможно – и ограды, и памятники плотно заплетены разнородной растительностью. У закрытых центральных ворот, внутри, организовалась стихийная свалка мусора. РУП ЖКХ проводит на кладбище минимальную уборку, окоску, осуществляет вывоз мусора – за оградой установлены контейнеры, – между могилами скошена трава и густая поросль молодых кленов и ив, – правда, не на всей территории кладбища, а на той части, что примыкает к братской могиле. В обязанности ЖКХ не входит наведение порядка на могилах – об этом должны позаботиться родственники. Но за многими старыми захоронениями уже давно некому ухаживать, и зарастают они наглухо кустами сирени и травой. Может, в наведении порядка здесь стоит объединить усилия ЖКХ, православного прихода, организаций города и просто неравнодушных граждан?

Это кладбище – богатейший источник информации об истории города. На нем встречаются надгробия разных лет и стилей — памятники из чугуна; вошедшие в моду в XIX веке каменные надгробия в форме срубленного дуба — символа окончившейся человеческой жизни; надгробия в виде бесформенных камней с обработанной фронтальной частью второй половины XIX века; с 1940 года — памятники в виде гранитных или мраморных обелисков и стел. На многих надгробиях, особенно XIX века, указывались не только фамилии умерших, но и род их занятий: надворный советник Иоанникий Черноруцкий, отставной полковник Евстафий Усаковский, доктор Иосиф Двораковский, полевой хирург, отставной бригадный врач, статский советник Дмитрий Алабушев, коллежский асессор Борис Срединский, майор гусарского Кляститского полка Михаил Дмитревский.

На кладбище нашли покой многие священнослужители и члены их семей. Здесь покоится прах протоиерея Даниила Петровского. Именно ему принадлежит инициатива строительства новой каменной церкви на главной площади Ошмян. На кладбище покоятся и другие представители православного духовенства: иерей Игнатий Гинтовт, который, согласно эпитафии на памятнике, «пострадал за веру православную, был изувечен мятежниками и скончался в 1863 году»; священники Иоанн Концевич, Андрей Станкевич; Константин Караскевич, настоятель Ошмянского храма в 1960-е годы.

На православном кладбище похоронен Василий Алексеевич Черкасов, чьим именем названа одна из улиц города, — партизан, командир бригады имени Будённого, действовавшей на оккупированной территории Сморгонского, Молодечненского, Мядельского, Куренецкого и частично Ошмянского районов с 1941 по 1944 год. После освобождения Беларуси работал председателем райисполкома в г. Куренец, в Молодечненском обкоме партии, вторым секретарем Ошмянского райкома партии. На его могиле установлена табличка на трех языках с короткой информацией о нем – ее установили учащиеся СШ № 1 г. Ошмяны к 75-летию Победы в рамках областной акции «Память. Единство. Победа». Хочется, чтобы такие мероприятия не остались разовыми проявлениями патриотизма. Ведь на этом же кладбище похоронены ветераны Великой Отечественной войны Михаил Семенович Овсянников, Георгий Герасимович Петров, братья Василий Егорович и Григорий Егорович Старовыборные, Владимир Александрович Боборыкин и многие другие. Каждый из них был хорошо знаком жителям послевоенных Ошмян своей широкой общественной деятельностью.

Невозможно в одной статье рассказать обо всех, кто нашел покой на православном кладбище. Если вы обратитесь в музей СШ № 2 г. Ошмяны, вам расскажут о нем гораздо больше — учащиеся школы с учителем истории Инессой Борисевич собрали богатую информацию о тех, кто там захоронен. Это те люди, которые восстанавливали своим трудом послевоенный город, учили, лечили, ходили теми же дорогами, которыми ходим мы.

За многими могилами уже некому ухаживать. Кто-то приходит на могилы родственников, устанавливает современные надгробия, наводит порядок, а заодно — и на могилах рядом; кто-то ухаживает только за надгробиями своих близких, нередко устраивая свалку рядом.

Это кладбище – как музей под открытым небом. Исчезнет оно, как уже почти исчезло еврейское, или станет источником богатейшей информации о жизни города и объектом историко-культурного наследия? Кто приведет его в порядок – родственники, ЖКХ, православная община или всем миром на субботнике? Если мы его потеряем, мы потеряем часть себя, своей истории, а, может быть, также когда-нибудь потеряют и нас.

Ирина БРАЗОВСКАЯ.

Фото автора.