Владимир Лайков: «Мы открыты для общения и всегда готовы помочь гражданам».

Силовые ведомства

Государственный комитет судебных экспертиз – ведомство относительно молодое. В апреле этого года белорусские эксперты отметили восьмилетие со дня подписания главой государства соответствующего указа. Мы побеседовали с заместителем начальника управления Государственного комитета судебных экспертиз по Гродненской области – главным государственным судебно-медицинским экспертом Владимиром Лайковым, который согласился ответить на интересующие нас вопросы.

– Владимир Николаевич, расскажите о том, как работают судебно-экспертные подразделения Гродненской области, в чем особенности вашей работы?

– Наш разговор я предлагаю начать с того, чтобы объяснить, для чего вообще нужны судебные эксперты. Эксперты – это люди, обладающие знаниями и навыками в какой-либо сфере науки, техники, ремесле или искусстве и помогающие судебно-следственным органам принять решение по делу: гражданскому, если возник спор между гражданами, либо уголовному или административному, если речь идет о преступлении или правонарушении. При этом прошу обратить внимание на то, что заключение судебного эксперта может лечь в основу как обвинительного, так и оправдательного приговора. Отсюда понятна та степень ответственности, которая лежит на судебном эксперте, и тот уровень знаний, которыми он должен обладать. И в этом месте необходимо сказать, что, проводя экспертизу, судебный эксперт не имеет права напрямую общаться с участниками процесса, самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы, и что также важно, не имеет права никого знакомить с заключением или его результатами, предоставлять копии и так далее. Это закреплено законодательно. К сожалению, граждане, обращающиеся к нам, зачастую не понимают наши функции. Мы не наделены ни правами следствия, прокуратуры или суда, не проводим расследования, не принимаем решений по делу. Если говорить другими словами, мы производим «продукт» – экспертизу, право распоряжаться которой имеет только лицо, которое эту экспертизу назначило или заказало.

Общее количество судебных экспертиз, проводимых в стране, колоссально! За год только в нашей области и только экспертиз медицинского характера выполняется более 17-18 тысяч. Поэтому идея собрать вместе множество специалистов различных направлений было продиктовано желанием и необходимостью повышения эффективности экспертной деятельности. Под эффективностью необходимо понимать прежде всего сокращение временных и финансовых затрат на проведение экспертиз, а также расширение экспертных возможностей. Жизнь не стоит на месте, развивается наука, техника, появляются новые технологические процессы, соответственно и экспертная деятельность должна меняться в сторону повышения технологичности и в целом идти в ногу со временем обеспечивая появление новых видов экспертиз и повышая возможности традиционных исследований. Как пример, генетические исследования: чувствительность генетического оборудования позволяет выявлять и идентифицировать человека по следу, который невозможно увидеть невооруженным глазом – речь идет о следе в 20-40 клеток. Благодаря этому преступления, совершенные в прошлые годы и по ряду причин оставшиеся нераскрытыми, сейчас раскрываются. Но эта тема для отдельного разговора.

– Сколько на данный момент проводится видов судебных экспертиз?

– Судебными экспертами проводится более 150 видов различных судебных экспертиз и их количество ежегодно растет. Здесь хочу обратить внимание, что новые виды экспертиз — это не самоцель и не наша прихоть – это требование времени, на которое мы должны отвечать. Понятно, что для этого необходима современная, дорогостоящая техническая база и грамотные, квалифицированные специалисты. Лабораторные подразделения оснащаются оборудованием, где один прибор стоит несколько сотен тысяч евро. А максимум за десять лет прибор изнашивается и требует замены. Логично, что по этой причине либо причине невысокой востребованности того или иного вида экспертиз все исследования не могут проводиться в каждом населенном пункте. Конечно, по возможности мы стараемся облегчить гражданам возможность в проведении экспертиз.  Например, экспертиза родства (или отцовства, как это часто называют), проводится только в Гродно. Но для этого не обязательно ехать в областной центр. Достаточно обратиться в наше районное подразделение в любом райцентре, где специалист отберет образцы и направит в лабораторию. С исследованием почечных камней еще проще.

– Какой бы совершенной не была бы техническая оснащенность, главным в системе проведения экспертиз, как и в любой сфере, остается человек. Наверняка, у вас ведется строгий отбор кадров?

– Да, конечно. Изучаются личностные качества, проводится психологическое тестирование, самостоятельная работа начинается только после стажировки и сдачи экзамена. А дальше постоянная учеба и самосовершенствование. Сюда не должен попасть случайный человек. Высокие требования и ответственность, нацеленность на результат – постоянные составляющие работы каждого эксперта.

– Какова роль исследований, проводимых судебными экспертами?

– Единственные критерии качества экспертизы – объективность и полнота исследования. Без заключения эксперта не обходится практически ни одно уголовное дело. Иногда по одному факту могут быть выполнены десятки различных видов исследований. Ни один суд сегодня не примет решение, если в деле нет заключения эксперта. Помимо проведения экспертиз наши специалисты принимают участие в осмотрах мест происшествий, следственных экспериментах, выступают в судах, где отвечают на вопросы, появишиеся у сторон по делу, с целью выяснения возможности причинения телесных повреждений при тех либо иных обстоятельствах.

Экспертное ведомство открыто для обычных граждан? С какими вопросами они могут обратиться к специалистам вашей структуры?

– Действительно, ряд исследований мы можем проводить по обращению граждан или юридических лиц. Практически любое крупное юридически значимое действие (завещание, покупка автомобиля, строительство или покупка дома, квартиры и т.п.) может сопровождаться проведением экспертизы. В последующем это помогает избежать возможных неблагоприятных последствий. Но перечисленными примерами, понятно, круг исследований не ограничивается, их количество действительно велико – невозможно рассказать про все. Много информации размещено на сайте нашего комитета. Мы открыты для общения и готовы дать консультации на интересующие граждан вопросы и помочь в решении их проблемы.

Беседовала Алина САНЮК.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *