Сельская труженица, художник и поэт — Генуефа Августинович из деревни Поляны

Год малой родины Культура

Живет в деревне Поляны простая женщина с сильным характером, доброй и чуткой душой. Это  — Генуефа Ивановна Августинович. Нас познакомила с ней работник культуры  Валентина Свирская.

Даже не подумаешь, что этой жизнерадостной бабушке исполнилось 92 года. Можно только восхищаться людьми старой закалки: ведь даже когда им плохо, они не подают виду, а в недомогании винят только перемену погоды.

Генуефа Ивановна  всю  жизнь посвятила труду. И даже сейчас не сидит без дела, несмотря на годы. Это ее рукам принадлежат картины, написанные акварелью, украшающие стены в  ее доме, на столике — листки белой бумаги с набросками цветов и пейзажей.

 

Трудные годы войны лишили ее детства и юности. Она хорошо помнит, как местные мужчины уходили на фронт, а женщины, старики и дети от зари до зари трудились и чем могли, помогали фронту и партизанам. Жили бедно. С весны до поздней осени трудились в поле, все работы выполняли  вручную. Это было время  тяжелого труда и испытаний. Со слезами на глазах она вспоминала, как в деревню Гринцы въехал немецкий танк с солдатами, как ее, малолетнюю девочку, немец вместе с бабушкой тащил к пастбищу, куда были уже согнаны  и другие односельчане.  Только, видимо,  счастливая случайность и вера в Бога помогли в тот день вернуться домой живыми.

Генуефа Ивановна до сих пор толком не знает, что помешало тогда немецким солдатам расправиться с жителями. Этот эпизод из своей жизни она запечатлела на одной из своих  картин.

Закончилась война. Красавица Геня начала работать в колхозе в Гринцах. Жизнь проходила в хлопотах и заботах. Более тридцати лет она  проработала в колхозе полеводом. Замуж вышла поздно. Своих детей не имела. Стала мачехой для четверых чужих, мать которых  рано ушла из жизни.

О детях мужа и внуках Михаила Козловского отзывается хорошо и заботливо, гордится их успехами, радуется, когда навещают на праздники.

Генуефа Ивановна рассказывает, что если бы пришлось жизнь прожить заново, то обязательно развивала бы свое увлечение и талант, ведь темы картин ей даются легко, будто что-то подталкивает изнутри.   Раньше таланту не давала  раскрыться повседневная суета, переживания, работа, проблемы. А теперь, оставаясь наедине со своими мыслями,  она берет в руки кисть  и  рисует пейзажи, — те, что видит вокруг, те, что не дают покоя воображению.   На фанерной доске картины, написанные сердцем, и говорят они о самом сокровенном: здесь – и любовные переживания, и патриотизм, и любовь к родной земле, природе, и ее гражданская позиция.

Иногда она кисти откладывает и берется за перо, из-под которого выходят ровные строчки стихов.

— Пробую пропевать свои стихи, а вдруг песня получится, — улыбаясь, рассказывает она.  — В молодости я еще и на балалайке играла, возле моего родительского дома собиралась местная молодежь. Пляшут, бывало, под мою балалайку так, аж «подворок» гудит, — вспоминает Генуефа Ивановна.

Первый ценитель творчества бабы Гени — социальный работник Татьяна Богданович. Это ей первой доверяет она результат своего  вдохновения, затем соседкам дарит написанные картины, чтобы не забывали о ней.

Поведала  Генуефа Ивановна  и о праздновании своего дня рождения, когда к ней в гости наведались работники отдела культуры и досуга агрогородка Краковка, Дома народного творчества и ремесел деревни Поляны, односельчанки. Сколько теплоты и душевности в ее словах, адресованных людям, которые ее не забывают и  помогают  в силу возраста справляться по дому, а еще дружат и общаются с ней.

Анна ДАВИДОВИЧ.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *