Какие вузы пострадают от сокращения заочников

Главное Образование События

Вслед за государственными вузами стоимость обучения подняли почти во всех частных. Но все равно во многих из них получение образования обходится дешевле. Чем обернется для бизнеса инициатива Минобразования сократить число заочников и как это отразится на кошельках рядовых граждан, выясняет «Завтра твоей страны».

Причины роста цен на образование в частных вузах все те же — повышение тарифной ставки первого разряда, оплаты труда работников в связи с выходом на среднюю зарплату в эквиваленте 500 долларов, рост коммунальных платежей.

Где учиться выгоднее

Однако в отличие от государственных вузов, где в отдельных случаях в январе оплата подскочила до 30%, подорожание в частных учебных заведениях составило 10-20% по отношению к ценам ноября 2010 года. И это притом, что, по словам министра образования Сергея Маскевича, платное образование дотируется из бюджета (в среднем оплата компенсирует порядка 70% расходов на образование), а частные вузы финансово не поддерживаются государством.

Вот как выглядит разница в максимальной стоимости обучения в государственных и частных вузах после повышения. Таблица составлена «Завтра твоей страны» на основе данных сайтов учебных заведений, а также информации бухгалтерий.

Низкая стоимость обучения в Институте парламентаризма и предпринимательства объясняется тем, что здесь пока цена не повысилась, как в других образовательных учреждениях Беларуси. Правда, в вузе предупреждают, что надеяться на получение квалификации журналиста за 2 млн 960 тысяч в год (это самая дорогая специальность в институте) не стоит. Подорожание планируется уже в апреле.

По некоторым специальностям, например, журналистике, в финансовом плане выгоднее учиться в частном вузе. В институте журналистики БГУ обучение обойдется дороже более чем на 30%. Однако получить квалификацию лингвиста даже после увеличения стоимости обучения дешевле в Лингвистическом университете (4 516 000 в год), чем, например, в Институте современных знаний имени Широкова (4 700 000 рублей).

Выучиться на модную нынче экономическую специальность, например, «Финансы и кредит», на дневной форме обучения выгоднее в Минском институте управления. В сравнении с более престижным Белорусским государственным экономическим университетом ежегодно по новым ценам можно экономить более 500 тысяч рублей. А вот на заочном — все наоборот: почти на 200 тысяч рублей дешевле как раз в БГЭУ.

Сокращение числа заочников – удар по частным вузам

В течение ближайших трех лет Министерство образования планирует сократить число заочников до 30-40% от количества обучающихся в вузе. Эта инициатива в большей степени коснется именно частных вузов, где, по мнению чиновников, заочное обучение получило гипертрофированное распространение.

Отметим, что количество студентов сами вузы регулируют лишь отчасти. Как правило, план приема доводится Министерством образования. Так будет и дальше. На недавней коллегии ведомства первый заместитель министра образования Александр Жук отметил:

— Минобразования будет внимательно отслеживать и корректировать цифры приема в вузы, в том числе и в разрезе специальностей.

Намерения Минобразования по искусственному ограничению числа заочников – это удар по экономике частных вузов, уверен председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.

— Частные вузы развиваются без всякой государственной поддержки. Усовершенствовать материальную базу им, конечно, сложнее: они строят здания за дорогие кредиты, арендуют помещения за приличные деньги, ищут деньги на форекс. И не секрет: в том числе, и по этой причине заочники в частных вузах преобладают, — поясняет лидер предпринимателей.

К тому же, как отмечают участники рынка образовательных услуг, инициатива Минобразования по духу противоречит Директиве № 4, которая направлена на развитие конкуренции и выравнивание условий деятельности государственных и негосударственных субъектов хозяйствования.

— Острее всего проблема неравенства ощущается в бюджетоемких отраслях. Министерства поддерживают собственные структуры, которые финансируются из бюджета. В результате в Беларуси искусственно ограничиваются частные инвестиции в такие экспортоориентированные сферы, как здравоохранение (мы вполне можем лечить за деньги иностранцев) и образование (где можно на платной основе готовить специалистов для зарубежных стран), — считает Александр Калинин.

Для развития конкуренции среди вузов следует как раз увеличивать количество негосударственных. Во-первых, развитие частного сектора — очень важный фактор для общего снижения цен на высшее образование. Во-вторых, это расширяет возможности подготовки специалистов для частного бизнеса, а также доступность получения образования для людей, организовавших собственный бизнес. Среди них как раз наиболее востребована заочная форма обучения.

— Искусственное ограничение приема будет большой ошибкой. Реализация директивы невозможна без увеличения числа образованных людей в негосударственном секторе, — убежден Александр Калинин.

Почему государство выигрывает?

Тем не менее, Минобразования настаивает на том, что заочная форма обучения является менее эффективной, чем дневная. На последней коллегии ведомства были озвучены результаты проверки департамента контроля качества, которая проводилась среди студентов-заочников 5 и 6 курсов, обучающихся по специальностям «экономика» и «правоведение». Для положительной оценки необходимо было ответить на 12% вопросов. Положительные оценки по «экономике» получили только 43% испытуемых, а по «правоведению» — 20%.

— Контроль среза знаний иногда показывает низкую подготовку и студентов государственных вузов. И если в каком-то вузе, по какой-то специальности что-то неблагополучно, то это не повод обвинять все вузы в низком качестве подготовки студентов, — говорит Александр Калинин.

Некоторая материальная недоразвитость частных вузов, по его мнению, сказывается, возможно, на качестве образования, но существуют определенные механизмы, которые позволяют каждому конкретному вузу улучшить работу в этом направлении. Эксперт убежден: спрос на заочную форму обучения должен регулировать рынок, а не чиновники.

— Если есть предложение, за которое люди готовы платить собственные деньги, то и государство от этого только выигрывает. Оно не тратится на открытие частного вуза, не дотирует обучение (как на платных отделениях госвузов) и имеет поступления в виде налогов. Налицо экономия бюджетных средств при повышении кадрового потенциала, — резюмирует председатель Белорусского союза предпринимателей.

Виктор ЛИСТОПАДОВ, Вера ПАРХИМОВИЧ



Теги:

4 комментария по теме “Какие вузы пострадают от сокращения заочников

  1. «Тем не менее, Минобразования настаивает на том, что заочная форма обучения является менее эффективной, чем дневная».
    Никто не спорит, что на дневная форма более эффективная. А кто-нибудь из наших многоуважаемых чиновников может объяснить, что делать студентам, семьи которых не могут оплачивать 6 миллионов в год? Правильно. Идти на зачоку и работать.
    И тут новый сюрприз. 🙁 «В течение ближайших трех лет Министерство образования планирует сократить число заочников до 30-40% от количества обучающихся в вузе».

  2. А вот меня повеселила следующая цитата: «На последней коллегии ведомства были озвучены результаты проверки департамента контроля качества, которая проводилась среди студентов-заочников 5 и 6 курсов, обучающихся по специальностям «экономика» и «правоведение». Для положительной оценки необходимо было ответить на 12% вопросов. Положительные оценки по «экономике» получили только 43% испытуемых, а по «правоведению» — 20%».

    В прошлом году проходной балл на физический факультет БГУ составил лишь 108 баллов. А будущим учителям в БГПУ им. Максима Танка достаточно было набрать 160 баллов из 400. Это данные по дневному отделению, господа! Может, департамент контроля качества для сравнительного анализа проведет и среди этих студентов какие-нибудь тесты?
    Я знаю заочников, которые утрут нос многим студентам дневного обучения. Нельзя только из-за каких-то тестов уменьшать кол-во мест на заочке.

  3. я немножко не соглашусь с тем, что на заочную форму обучения идут прям бедные дети бедных родителей, которые (и те и другие) должны вкалывать с утра до ночи на заводах у станков…хотя и это не исключено…но я таких примеров уже не знаю, последние экземпляры закончились в начале нулевых..чаще всего сейчас на заочной форме обучения учатся люди, которые уже имеют свои семьи, у которых подрастают дети, которые работают, чтоб этих самых детей прокормить..ну как-то так…ну и конечно же те, кто не прошел на дневную форму обучения…таких большинство, и отнюдь не потому, что денег не хватило, не хватило кое-чего другого, может ,просто везения..сейчас так часто бывает.
    и полностью соглашусь с тем, что есть множество примеров, когда заочник будет на шаг впереди очника, и это при том, что у него семья, работа и так далее по списку..и это не потому, что он семи пядей, прост оу него отношение к жизни другое и он знает цену некоторым вещам, о которых не имеет понятия человек помоложе, даже не в смысле возраста, а в смысле жизни…
    вот что удивляет, во всех европейских странах количество мест в университетах увеличивается, а у нас как обычно «все на благо людям»…

  4. Когда уже государство перестанет ставить эксперименты над образовательной системой? На себе их ставьте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *