Значимое событие для системы образования Ошмянщины прошло в минувший вторник в яслях-саду №7, где ректором Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Александром Жуком и председателем райисполкома Мирославом Саросеком был подписан договор о сотрудничестве. Во время районного семинара на базе детского сада №7 был открыт филиал кафедры частных методик института повышения квалификации и переподготовки БГПУ.
Теперь для самообразования педагогам района не обязательно ехать в Минск или Гродно: тесное сотрудничество с преподавателями педагогического университета позволит сделать этот процесс более гибким. Скажем, принять квалификационный экзамен на присвоение или подтверждение высшей категории, присвоение категории «учитель-методист» преподаватели БГПУ готовы даже в Ошмянах.
И это лишь один пример взаимовыгодного сотрудничества, в рамках которого, кстати, налажена практика «Звездных походов» — студенты БГПУ уже четыре раза приезжали в учреждения образования Ошмянщины. И это, как и вся профориентационная работа, имеет свой результат.
— В 2015 году, — рассказала начальник отдела образования, спорта и туризма Светлана Барковская, — 26 выпускников школ (22,8 процента) поступили на педагогические специальности), в этом году — 44 человека (около 40 процентов выпускников).
Отрадно то, что в последние годы уделяется пристальное внимание образовательному уровню и мотивированности абитуриентов, поступающих на педагогические специальности. Так, медалистов освободили от вступительных экзаменов (в этом году в БГПУ поступило 170 медалистов), в школах ввели педагогические классы — сейчас их более 300 в Беларуси. Прорабатывается вопрос, чтобы выпускников таких профильных классов также освободить от вступительных экзаменов. Правда, не без определенных условий.
— Такие абитуриенты должны окончить школу на «7-10», а по профильным предметам иметь не ниже «8», — отметил ректор БГПУ Александр Жук.
Все эти меры направлены на повышение качества образования, ведь от того, какие педагоги будут работать в детских садах и школах, зависит будущее наших детей: их знания, выбор профессии, уровень жизни, наконец.
В рамках сотрудничества с педагогическим университетом планируется организация тематических семинаров, конференций, круглых столов. Кроме того, студенты БГПУ смогут проходить практику на базе учреждений образования нашего района, школьники — принимать участие в профориентационных встречах.
Благодарственные письма за активное сотрудничество Александр Жук вручил Светлане Барковской, главному специалисту отдела образования, спорта и туризма Жанне Загорской и заведующей яслями-садом №7 Елене Гудас.
Приятное впечатление произвела на делегацию из университета экскурсия по дошкольному учреждению, торжественная встреча, которую подготовили воспитанники, а также музыкальная гостиная с их участием.
Людмила КОЗЕЛ.
Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.
Ряд вопросов развития системы образования обсудили участники семинара. Все они, пожалуй, так или иначе сводятся к теме профессионального имиджа педагога. Своим видением проблемы поделились начальник отдела образования, спорта и туризма Светлана Барковская, ректор БГПУ Александр Жук, директор средней школы №1 г. Ошмяны Михаил Гружевский.
Светлана Барковская, начальник отдела образования, спорта и туризма:
— Формирование профессионального имиджа педагога — дело не одного дня. Вся система образования должна быть нацелена на это, работать на один результат: начиная от обучения и воспитания детей и заканчивая непрерывным профессиональным самосовершенствованием педагога. Именно поэтому мы стараемся создать в районе необходимые условия: педагоги Ошмянщины ежегодно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях, делятся своим опытом на методических объединениях, областных и республиканских семинарах, а также на страницах средств массовой информации.
Активно работают наши учреждения образования и в рамках инновационных проектов, используя в образовательном процессе самые современные методики работы. Своеобразный итог их труду подводит ежегодный конкурс «Школа образцового качества и порядка», с результатами которого знакомим педагогов на традиционном празднике «За честь школы».
И все же очевидно, что главную оценку нашей работе — через год, пять, десять — выставят дети: одиннадцатиклассники, что заканчивают школу и готовятся к поступлению, пришедшие им на смену любознательные первоклашки, малыши, которые только пошли в детский сад.
Александр Жук, ректор БГПУ имени Максима Танка:
— Престиж профессии учителя в последние годы, конечно, отличается от того, каким он был в советские годы. Однако политика государства всецело направлена на изменение ситуации в лучшую сторону. Знаю, что многие связывают эту проблему с уровнем заработной платы педагога. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день в четырех областях страны она не ниже, чем средняя по регионам. Кроме того, не стоит забывать о таких преимуществах учительской профессии, как комфортные условия труда, уважение детей и родителей (если, конечно, заслужил), отпуск почти два месяца.
Так что выше голову, коллеги. Мы делаем великое дело. И, я уверен в этом, очень скоро пойдут совершенно другие педагоги, которые будут определять вектор нашего развития. Конечно, при условии, что мы будем воспитывать достойных выпускников.
Михаил Гружевский, директор СШ №1:
— Мы сами создаем свой имидж, каждый день, каждую минуту. Только от учителя зависит, будут ли ученики уважать и любить профессию педагога. Считаю преступлением приходить в класс и гнобить свою профессию. В таком случае дело по душе лучше искать по-за стенами школы.
Своим учителям не устаю повторять, что наша профессия престижна, потому что она немыслима без самообразования, которое идет всю жизнь, — а это хорошая тренировка для мозга. Учитель всегда хорошо выглядит, он просто не может себе позволить другого. Он востребован на рынке труда, рабочее место педагогу гарантировано, а это пусть и небольшая, но стабильная зарплата. Кроме того, учитель защищен от потери рабочего места в случае банкротства предприятия. Помимо продолжительного отпуска, у педагогов есть каникулы, которые позволяют сменить виды деятельности и снизить эмоциональную нагрузку.
Да и потом. Те, кто поступал на педагогические специальности в 70-е годы, помнят, что зарплата учителя тогда была 100-120 рублей, в то время как, скажем, на заводе радиодеталей — 300-350. В 90-е годы учитель получал 10-15 долларов, но мы же почему-то шли в педагоги…