Наверняка каждый житель Ошмян, даже поверхностно знающий историю родного края, хотя бы раз слышал, что в былые времена на территории нашего города действовал костел и монастырь францисканцев.
Предлагаем прикоснуться к истории этих культовых учреждений и познакомиться с деятельностью ордена на Ошмянской земле.
Францисканцы — монахи одного из католических нищенствующих орденов, названного именем его основателя Франциска Ассизского.
Родился он в 1182 году в Ассизи (Италия) и был сыном богатого купца Петра Бернардоне. Сначала юноша готовился к торговой деятельности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнанный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, питаясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к Франциску примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, юноша начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве (1209 г.). Таково было скромное происхождение ордена францисканцев.
Загадочность личности Франциска привлекала к нему сердца людей. Многие хотели подражать ему. Первая община учеников вовсе не имела монашеского характера: это было соединение людей, проникнутых братскими чувствами и апостольскими идеалами. Они занимались проповедью и благотворительностью, не имели постоянного местопребывания и собственности. С умножением их числа, под давлением церкви, созданы были общие и местные капитулы (собрания), должности генерального и провинциальных министров ордена.
Монахи францисканского ордена принимали самое активное участие в общественной жизни: они ходили по городам и селениям, деятельно исполняя всяческие поручения Папы Римского. За это римские первосвященники награждали их большими привилегиями.
Славы и расцвета орден францисканцев достиг в XVIII столетии. В это время он был представлен 25000 монахов, служившими в 1700 монастырях.
Сегодня монашествующих последователей Св. Франциска в мире около 30000. Францисканцы имеют свои издательства, контролируют несколько высших учебных заведений и колледжей.
Монахов-францисканцев можно узнать по одежде, состоящей из темно-коричневой шерстяной рясы, подпоясанной веревкой с тремя узелками, к которой привязаны четки, круглого клобука (шапки) и сандалий, обутых на босую ногу.
Среди выдающихся последователей францисканцев можно назвать английского философа Роберта Бэкона, итальянского поэта Франческо Петрарку, создателя пороха Бертольда Шварца, венгерского композитора Ференца Листа, композитора и скрипача Антонио Вивальди.
Известно, что на территории ВКЛ францисканцы начали свою миссионерскую деятельность при великом князе Гедимине. При нем францисканцы основали свои костелы в Вильно и Новогрудке. Первый монастырь ордена был построен в Вильно в середине 14 века. По сведениям белорусского историка религии Людмилы Корниловой, в это же время конвенты (союзы) францисканцев были созданы в Ошмянах и в Лиде.
В начале XVI века, разделеный рекой, город Ошмяны состоял из двух частей: левобережной (Новые Ошмяны) и правобережной (Старые Ошмяны). Старая часть города в это время была передана францисканцам. Польская исследовательница Камилла Кантека предполагает, «что монастырь ордена францисканцев находился не в самих Ошмянах, а в окрестностях города». Монахи надолго обосновались в Старых Ошмянах, которые теперь, благодаря им, приобрели название «Франтишканы».
По исследованиям польских историков М. Балинского и Т. Липинского, орден стал действовать здесь в начале XV века по приглашению великого князя литовского Витовта.
Другие источники относят появление францисканцев в нашем городе к 1505 году, когда великий князь литовский и польский король Александр Ягеллончик заложил фундамент костела с монастырем для представителей этого католического ордена и подарил им во владение земли в Ошмянах.
В источниках XVII-XVIII веков местом нахождения костела францисканцев называется «Старая Ашмяна», где монахи-францисканцы возвели монастырь и костел. Костел был освящен под титулом Успения Найсвятейшей Девы Марии. Монастырь был рассчитан на 5 монахов.
Культовое сооружение сильно пострадало летом 1659 года во время русско-польской войны. В 1805 году костел был отстроен монахами-францисканцами и представлял собой уже каменно-деревянное сооружение. Хотя подавляющее число исследователей считают, что первоначально костел и монастырь были деревянными, и только в начале XIX столетия вместо деревянного был возведен каменный храм.
В 1812 году храм в очередной раз пострадал от французов. Через десять лет на этом месте вознесся новый костел, построенный в стиле классицизма. Монахи выстроили его из кирпича. Отштукатурен был только главный фасад. К северному фасаду был, возможно, пристроен монастырский корпус (поэтому здесь и не было окон). Перекрывали святыню цилиндрические своды, над входом находились хоры на 2-х опорах. Вероятней всего, костел был безбашенным, и только в алтарной части возвышалась небольшая башенка (сигнатурка). Слева перед костелом была возведена каменная колокольня.
По некоторым сведениям, монастырь был закрыт после восстания 1863-1864 гг., а в скором времени, потеряв свое прямое назначение, превращен в склад. Безусловно, такие перемены не могли не сказаться на сохранности памятника: до наших дней сохранились лишь руины францисканского костела, которые находятся почти в центре бывших Старых Ошмян. Монастырь же был полностью разрушен.
Современные исследователи и архитекторы считают, что руины храма содержат разновременные признаки готики и классики. Результаты визуальных исследований руин говорят о том, что восточная часть стен была возведена в начале XIX века в готическом стиле, на профессиональном уровне, с большой художественной выразительностью.
Величественные руины старинного францисканского костела сегодня находятся в полном запустении и в состоянии заметной деградации. Внутренний вид храма — это высокие стены и пустота внутри, типичные оконные проемы для зданий церковного типа.
Несмотря на богатую историю и отличительную архитектуру, костел францисканцев в Ошмянах сегодня даже не является памятником архитектуры, однако горожане почитают это место и считают его святым!
Каждый год, в Вербное Воскресение прихожане-католики как бы проходят символический путь Иисуса, неся очередной деревянный крест на «Ошмянскую Голгофу».
А одна из старых улиц нашего города, ведущая к храму, в 1992 году вернула свое историческое название, вместо «Октябрьской» вновь стала именоваться «Франтишканской».
Ирина БУСЛОВИЧ,
научный сотрудник Ошмянского краеведческого музея имени Ф.К. Богушевича.