Почему вокзал в Гудогае предлагают внести в список историко-культурных ценностей?

Главное

Здание железнодорожного вокзала в Гудогае исследователь и патриот Островеччины Адам Мальдис предлагает внести в список историко-культурных ценностей.

В этом году железнодорож­ный вокзал в Гудогае пережил свое второе рождение. После капитального ремонта, когда была установлена основная балка, появи­лись пригородные кассы и зал для тех, кто выезжает за ру­беж. Ремонтники постарались сохранить внешний вид и даже цвет первого Гудогайского вокзала. Станция не только обновилась и похорошела, но и разрослась — рядом с вокза­лом построили новые здания для пограничников и тамо­женников, выдержанные в од­ном стиле с вокзалом.

Сколько же лет Гудогайскому вокзалу? Либаво-Роменская железная дорога была проложена в 1870-е годы, что­бы соединить хлебную Украи­ну с Прибалтикой. Дорога пролегала через Ошмянский уезд. Тогда же стали появляться и станции. Адам Мальдис уверен: первым было здание именно в Гудо­гае.

На копии царской версто­вой карты 1880 года между ме­стечком Гудогай и местечком Островец обозначен прямоу­гольничек с надписью «Ст. Гу­догай». Значит, вокзал в Гудо­гае   в это время уже был. Но остается загадкой, было ли это то самое здание, которое стоит и теперь? Хотя уже эта наход­ка исследователя дает основа­ние для празднования в текущем году 130-летия со дня первого упоминания станции Гудогай в письменных источниках.

В будущий Островецкий историко-краеведческий музей Адам Мальдис передал копию документа, который подписан на станции Гудогай 15 июня 1940 года в 23 часа 10 минут. Называется этот документ «Протокол соглашения между представителями командова­ния советских войск и коман­дования литовских вооружен­ных сил о дополнительном раз­мещении частей Красной Ар­мии в Литве» и имеет гриф «Со­вершенно секретно».

Делегацию Советского Со­юза на переговорах в Гудогае возглавлял генерал-полков­ник танковых войск Павлов, с литовской стороны перегово­ры велись под руководством ге­нерала дивизии Винцаса Виткаускаса.

В документе прописано, в ка­ких районах Литвы планируется разместить допол­нительные силы советских войск, опре­делены пути и на­правления их движе­ния, меры содей­ствия, которые долж­на оказывать при дислокации литовс­кая «рабочая сила».

На основе этого документа в Минске буквально через не­сколько часов — в ночь с 15 на 16 июня был  издан  боевой приказ командования БОВР войскам 3-й и 11-й армий и 16-му особому стрелковому корпусу о занятии террито­рии Литвы.

Отношение к этому собы­тию в Литве неоднозначное. Но, как бы его ни оценивали, Адам Мальдис считает, что история — не черновик, ее не перепишешь набело. А пото­му в память об этом историческом событии на здании Гудогайского вокзала должна появиться мемориальная доска.

Наталия ВОЛЫНЕЦ.



Теги:

2 комментария по теме “Почему вокзал в Гудогае предлагают внести в список историко-культурных ценностей?

  1. Спасибо за интересную информацию.
    А нельзя ли что-либо интересное разместить на сайте «Ошмяны рулят» по Ошмянскому району.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *