Здание железнодорожного вокзала в Гудогае исследователь и патриот Островеччины Адам Мальдис предлагает внести в список историко-культурных ценностей.
В этом году железнодорожный вокзал в Гудогае пережил свое второе рождение. После капитального ремонта, когда была установлена основная балка, появились пригородные кассы и зал для тех, кто выезжает за рубеж. Ремонтники постарались сохранить внешний вид и даже цвет первого Гудогайского вокзала. Станция не только обновилась и похорошела, но и разрослась — рядом с вокзалом построили новые здания для пограничников и таможенников, выдержанные в одном стиле с вокзалом.
Сколько же лет Гудогайскому вокзалу? Либаво-Роменская железная дорога была проложена в 1870-е годы, чтобы соединить хлебную Украину с Прибалтикой. Дорога пролегала через Ошмянский уезд. Тогда же стали появляться и станции. Адам Мальдис уверен: первым было здание именно в Гудогае.
На копии царской верстовой карты 1880 года между местечком Гудогай и местечком Островец обозначен прямоугольничек с надписью «Ст. Гудогай». Значит, вокзал в Гудогае в это время уже был. Но остается загадкой, было ли это то самое здание, которое стоит и теперь? Хотя уже эта находка исследователя дает основание для празднования в текущем году 130-летия со дня первого упоминания станции Гудогай в письменных источниках.
В будущий Островецкий историко-краеведческий музей Адам Мальдис передал копию документа, который подписан на станции Гудогай 15 июня 1940 года в 23 часа 10 минут. Называется этот документ «Протокол соглашения между представителями командования советских войск и командования литовских вооруженных сил о дополнительном размещении частей Красной Армии в Литве» и имеет гриф «Совершенно секретно».
Делегацию Советского Союза на переговорах в Гудогае возглавлял генерал-полковник танковых войск Павлов, с литовской стороны переговоры велись под руководством генерала дивизии Винцаса Виткаускаса.
В документе прописано, в каких районах Литвы планируется разместить дополнительные силы советских войск, определены пути и направления их движения, меры содействия, которые должна оказывать при дислокации литовская «рабочая сила».
На основе этого документа в Минске буквально через несколько часов — в ночь с 15 на 16 июня был издан боевой приказ командования БОВР войскам 3-й и 11-й армий и 16-му особому стрелковому корпусу о занятии территории Литвы.
Отношение к этому событию в Литве неоднозначное. Но, как бы его ни оценивали, Адам Мальдис считает, что история — не черновик, ее не перепишешь набело. А потому в память об этом историческом событии на здании Гудогайского вокзала должна появиться мемориальная доска.
Наталия ВОЛЫНЕЦ.

Спасибо за интересную информацию.
А нельзя ли что-либо интересное разместить на сайте «Ошмяны рулят» по Ошмянскому району.
А Ошмяны рулят и так, лучше всех!!