Корреспонденты изучили ситуацию в пункте пропуска «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе.
По сообщению сайта Государственного пограничного комитета РБ, 18 февраля в 13.00 в пункте пропуска «Каменный Лог» в Ошмянском районе на въезд в нашу страну стояли в очереди 10 большегрузных автомобилей, на выезд — 100. Несколько дней назад ситуация была прямо противоположная – тогда на литовской стороне скопилось большое количество фур, большинство – с российскими номерами.
Отсутствие соглашения по вопросу транзита большегрузных автомобилей между Польшей и Россией, блокировка российских грузовиков на Украине привели к тому, что большинство перевозчиков пытается проехать в Россию через Литву и Беларусь. Все они и выстроились в очередь на литовской стороне границы.
Дмитрий, водитель-дальнобойщик из Калининграда, которого мы встретили в зале таможенного оформления на выезд из нашей страны, как раз оказался в той очереди. Через «Каменный Лог» он ездит не один год, но такого долгого ожидания не припомнит. В пятницу, 12 февраля, он встал в очередь на литовской стороне границы и простоял в режиме ожидания более сорока часов, пока смог попасть в зону таможенного оформления. Обычно весь процесс перехода границы занимал у него не более двенадцати часов.
— Очередь на литовской стороне, — вспоминает Дмитрий, — в пятницу, 12 февраля, растянулась более чем на 5 килолометров. – Но к белорусским инспекторам претензий нет – ни тодла, ни теперь. Здесь нас пропустили четко, как всегда. Да и сейчас, когда ситуация кардинально поменялась, и я теперь уже возвращаюсь через Беларусь и Литву, белорусские таможенники работают оперативно. Ничего сказать не могу, доволен их работой.
— Наличие в очереди большого количества фур на выезд из страны – это обратная сторона того, недельной давности транспортного коллапса: все те перевозчики, которые тогда въезжали в Беларусь, теперь возвращаются обратно, — объясняет сегодняшнюю ситуацию в пункте пропуска заместитель начальника Ошмянской таможни Владимир Кузнецов.
В отличие от Дмитрия водитель из Брянска Евгений пересекает границу в пункте пропуска «Каменный Лог» впервые.
— Раньше мы через Польшу ехали, а тут вдруг привычная дорога оказалась закрыта. Поэтому пришлось ехать через Литву и Беларусь. А как иначе? Домой-то возвращаться надо.
Но, вопреки ожиданиям, пересечение литовско-белорусской границы Евгения не разочаровало:
— Подъехал к границе на литовской стороне – на дороге никого не было, да и терминал полупустой. Как и положено, отдохнул, а утром без проблем прошел таможенный досмотр на литовской стороне, да и на белорусской долго ожидать не пришлось.
Белорусскому таможеннику Дмитрию Кунавичу – он сегодня работает старшим на линии – пришлось работать в ночную смену несколько дней назад, именно тогда, когда погранпереход застопорило.
— О том, что в Литве скопилось большое количество большегрузов, мы узнавали по особой нервозности утомленных долгим ожиданием водителей, — вспоминает Дмитрий. – Мы работали как и обычно – оперативно досматривали и оформляли авто согласно их подаче к нам. Конечно, утомленные долгим ожиданием водители нервничали, рассказывали о долгом ожидании перед литовской границей, но многие понимали, что причина не в нас, а в увеличении транспортного потока на нашем направлении. Литва и Беларусь стали заложниками решений стран-соседей и приняли на себя фуры, которые не пустили там.
Несмотря на то, что субъективных причин, связанных с работой белорусских таможенников, в случившемся не было, белорусские таможенные органы оперативно среагировали на сложившуюся ситуацию: усилили рабочие смены и были готовы к оформлению возросшего числа транспортных средств, сообщили нашему корреспонденту в Государственном таможенном комитете РБ.
Как только транспортный поток со стороны Литвы усилился, рабочие смены на «Каменном Логу», «Беняконях» и «Котловке» — именно эти пункты пропуска ощутили на себе возросшую нагрузку — усилили из внутреннего «горячего» резерва Ошмянской таможни. А вскоре подоспело и подкрепление – более двадцати человек из Гродненской, Минской региональных и Брестской таможни.
Гродненские таможенники помогают своим коллегам в Беняконях, минские – в Котловке, а на усиление в Каменном Логу прибыли брестские таможенники. В ночь с 18 на 19 февраля у них первая рабочая смена на новом месте. Усилили свои рабочие смены и литовские таможенники.
Как сообщили в Государственном таможенном комитете страны, оперативному решению вопроса поспособствовала и состоявшаяся 15 февраля встреча заместителя председателя ГТК РБ Владимира Орловского с заместителем генерального директора Таможенного департамента при Министерстве финансов Литвы Йонаса Мишкиниса. Стороны договорились усилить рабочие смены в пунктах пропуска.
Так что пропускная способность на этом участке границы увеличилась по сравнению с обычной.
Проектная пропускная способность пункта пропуска «Каменный Лог» — 2060 транспортных средств в сутки: 1000 грузовиков обе стороны, столько же легковых машин, 60 автобусов.
Так что даже возросший транспортный поток ошмянские таможенники и их литовские коллеги готовы встретить во всеоружии.
Но они понимают: пока Россия и Польша не договорятся по вопросу квот разрешений на въезд грузовиков, весь транспортный поток по-прежнему будет идти через Беларусь и Литву.
Наталия Волынец.
Фото Светланы Муцянской.



