В мире много профессий. Каждая из них важна и нужна, но самая значимая все же — учитель. Незаменимый помощник и настоящий друг, он ведет нас дорогой знаний, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг, вкладывая в своих воспитанников частицу сердца. Он помогает найти свой путь в жизни. Великое счастье встретить учителя, который не только передает знания, но и учит доброте, справедливости, душевной щедрости.
Каким же нужно быть смелым, терпеливым, выдержанным, чтобы в современном мире быть учителем?! Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей часто идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия.
Династии учителей — особая тема для обсуждения, это гордость и семьи, и всей страны. Много таких семей и на Ошмянщине.
Энциклопедия Ошмянщины — в подарок землякам
У истоков династии педагогов-историков Кореневских — Ларионовых — Павловских стоял Александр Григорьевич Кореневский — известный на Ошмянщине краевед, журналист, составитель историко-документальной хроники Ошмянского района «Память».
Родился Александр Григорьевич 5 июля 1939 года в деревне Милушево Новогрудского района. После окончания Негневичской средней школы влюбленный в гуманитарные дисциплины парень, романтик с тонким и возвышенным мироощущением, отправляется в Латвию, где поступает в Лиепайское мореходное училище, чтобы связать свою судьбу с морем.
Получив диплом, он несколько месяцев работает на рыболовецких судах в Риге, а затем уходит в армию. Все это время в душе моряка жила любовь к исторической литературе. Неуемный интерес к прошлому и настоящему родной земли побеждают морскую романтику — после службы Александр возвращается на родину и поступает на исторический факультет Белорусского государственного университета.
Первые шаги на ниве педагогической деятельности он делает в Гродненском районе, где работает учителем истории и географии в Доргуньской восьмилетней школе. В 1967 году Кореневский переезжает в Ошмяны и остается здесь до конца своих дней. Педагогика и краеведение — вот дилемма для молодого историка. Сначала эти две роли он успешно совмещает. Александр Григорьевич становится директором краеведческого музея имени Франтишка Богушевича. Работа в музее оказалась тем счастливым местом, где в полной мере проявились его способности как исследователя и краеведа. Некоторое время он параллельно преподавал историю в Полянской восьмилетке, а затем — в Цуденишской средней школе. Краеведение требовало много времени: это и сбор экспонатов, и оформление экспозиции, и организация выставок, встреч с интересными людьми, работа в архивах. И Александр Григорьевич делает нелегкий выбор — всецело посвящает себя музейной работе.
Новая страница в трудовой биографии Александра Григорьевича начинается в 1980 году, когда он переходит на работу в районную газету «Красное знамя». Именно здесь он в полной мере раскрыл себя как публицист. В своих репортажах и очерках он знакомил жителей района с настоящим и прошлым нашего края, рассказывал о судьбах земляков. Работал сначала в должности ответственного секретаря, затем — заместителя редактора. С декабря 1993 года в штатном расписании редакции газеты «Ашмянскі веснік» вводится должность ответственного редактора по подготовке книги-хроники «Память» Ошмянского района. С этого времени Александр Кореневский посвящает себя сбору и обработке многочисленных материалов и документов, которые вошли в книгу-хронику. Ответственный и скрупулезный, он справляется с этим ответственным заданием. К сожалению, выхода книги он не дождался. Но дело своей жизни успел завершить, оставив своим землякам историко-краеведческую, литературно-документальную энциклопедию Ошмянщины.
Век живи — век совершенствуй знания
Александр Кореневский стал примером для своей дочери Ларисы Ларионовой (Кореневской), которая выбрала для себя профессию учителя истории и обществоведения. После окончания с отличием средней школы № 3 г. Ошмяны она становится студенткой исторического факультета Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, а затем возвращается на Ошмянщину и продолжает дело отца. Работала сначала педагогом-организатором и одновременно учителем истории в Новоселковской средней школе, затем учителем истории в Гравжишках. С 2007 года Лариса Александровна прививает любовь к родному краю и своему предмету ученикам гимназии.
Ученики — гордость учителя. Несколько выпускников гимназии сегодня успешно преподают историю и обществоведение. Под руководством опытного педагога юные историки не раз были активными участниками олимпиадного движения. В 2021 году на областном этапе республиканской олимпиады по истории и обществоведению Егор Дегтярев и Валерия Катковская завоевали дипломы третьей степени. В 2022 году Валерия заняла второе место на областном этапе олимпиады по истории и получила право представлять команду Гродненской области в республике.
Работая учителем истории и обществоведения, Лариса Александровна всегда нацелена на конечный результат. В своей профессиональной деятельности она, как и отец, акцентирует внимание на том, что знание фактов истории родного региона дает возможность понять и прочувствовать важность событий, происходивших и происходящих сегодня, увидеть их влияние на судьбы земляков.
Гимназисты вместе с учителем участвовали в раскопках на Гольшанском городище, организованных под эгидой Национальной академии наук Беларуси. Работы ее учеников неоднократно представлялись на международной конференции «Гольшанские чтения». За вклад в изучение исторического наследия Ошмянщины и плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодежи учителю вручена благодарность Института истории НАН Республики Беларусь.
С 2019 года в гимназии работает музей «Вехи истории», посвященный учебным заведениям, в разные годы действовавшим в ее стенах. Руководитель музея принимала активное участие в создании и наполнении его экспозиции, а теперь — в воспитании посредством музейной педагогики молодого поколения.
— Век живи — век совершенствуй профессиональные умения и навыки, — считает Лариса Ларионова. — Именно участие в конкурсах помогает понять, как много ты умеешь на педагогическом поприще.
Дважды она принимала участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь». В 2003 году стала победителем районного этапа, а в 2017-м заняла второе место в области и стала финалисткой республиканского этапа.
С любовью к родному краю
Внучка Александра Григорьевича Екатерина Павловская (Ларионова) — очередное звено в цепочке историков семьи Кореневских. Так же как и мама (Лариса Александровна), она окончила среднюю школу № 3 нашего города, так же как и дедушка, поступила учиться на исторический факультет БГУ. Учиться ей было легко — собранный Александром Кореневским уникальный материал по краеведению служил надежным помощником в написании курсовых, а позже и дипломной работы. С 2016 года Екатерина Петровна работает учителем истории в средней школе № 2.
Профессиональный путь учителя еще только начинается, но можно с уверенностью сказать, что краеведение также стало частью ее педагогической биографии. Помимо уроков истории, которые очень любят ее ученики, молодой педагог с энтузиазмом трудится в народном историко-краеведческом школьном музее «Ошмяны: история и люди». Ее ученики в исследовательской деятельности используют местный краеведческий материал, а также наработки из архива Александра Григорьевича. Исследовательские работы юных историков СШ № 2 под руководством Екатерины Павловской заняли призовые места на областной конференции «Край Гарадзенскі». Педагог оформила памятные стенды, посвященные местному краеведу Александру Кореневскому и учителю истории СШ № 2 Любови Петровой, которая стояла у истоков школьного музея.
Общий педагогический стаж династии Кореневских — Ларионовых — Павловских не такой и большой, но за это время каждый представитель династии внес достойную лепту в образование и воспитание патриотизма как у юных ошмянцев, так и взрослых жителей нашего региона.
Алина САНЮК.




