Полуторачасовое интервью состоялось еще в четверг, 27 февраля. Александр Лукашенко прямо и откровенно ответил на многие вопросы, которые в том числе касались очень непростой нынешней ситуации в мире, перспектив завершения войны в Украине, политики новой Администрации США и лично Президента Дональда Трампа. Рассказал глава белорусского государства и о позиции России по ряду вопросов, своих разговорах с Владимиром Путиным и предстоящем визите в Москву.
Президент высказал позицию о том, что в целом между Востоком и Западом не должно быть каких-то преград для сотрудничества. Главный тезис Александра Лукашенко — о мире, необходимости как можно скорее остановить любые конфликты и наладить между крупными мировыми игроками нормальное и доверительное сотрудничество. От этого, уверен он, выиграют все стороны.
«Молодец, что он начал делать ревизию. USAID (Агентство США по международному развитию. — Прим. БЕЛТА) закрыли и так далее. Чем они занимались? Они финансировали перевороты в странах. Около пяти с лишним миллиардов — то, что просто известно пока, было направлено в Украину для того, чтобы совершить Майдан. Зачем? И мы это в 2020 году пережили. Наш мятеж внутри Беларуси финансировался по этим источникам».
«В шутку говорю: «Вот там, в Америке, меня не хватает». Вот я бы Трампу прямо в глаза сказал, как нельзя делать. Слишком много заявлений, которые вообще не надо было озвучивать… Надо остыть после выборов. И надо в интересах избирателей США, прежде всего, и, во-вторых, всего мирового сообщества делать шаги. У вас не много времени, чтобы доказать американскому обществу, что вы на что-то способны. Если вы этого не сделаете, республиканцы потерпят жесточайшее поражение на следующих выборах. И это будет по делу».

«Мы потом найдем, кто виноват. Никто от ответственности не уйдет. Мы подробно обсудим и разберемся в причинах этого. Сегодня в повестке дня не этот вопрос… Только с приходом к власти Дональда Трампа вопрос был поставлен ребром — остановить войну. И он прямо сказал, что он может сделать, и что будет, если война не будет остановлена. Правильно сказал. Это сегодня главное, а не поиск виновных. Тут мы с американцами на одной доске. Мы должны сделать ради этого все».
«Украина слишком мала для того, чтобы разрушить тот мир, в котором мы все живем — и США, и Китай, и Россия, и Украина. Это слишком малая взрывная сила. Поэтому надо с Украиной закончить. С Ближним Востоком проще будет закончить, если американцы этого захотят. И мне кажется, что в этом году мы эти проблемы решим».
О нежелании быть посредником в украинском вопросе
«По поводу направления туда (в Украину. — Прим. БЕЛТА) миротворческих сил. Россия никогда с этим не согласится. По крайней мере, такая позиция России на сегодняшний день. Тем более что руководство Европейского союза, прежде всего в лице Германии и Франции, занимает очень агрессивную позицию в данный момент».

«Я ему сказал, что в США к власти придет новая Администрация, и политика изменится. Никто тебя (Зеленского. — Прим. БЕЛТА) не будет поддерживать в войне. Так и произошло. Все было предсказано. Не потому, что я великий предсказатель. Но все, что я сказал, это есть в средствах массовой информации. Запись есть соответствующая. Все это и произошло».
«То, что вам жаль Зеленского, — мне его тоже жаль. Я к нему относился, как к собственному сыну. У нас с ним были очень хорошие отношения. Я был в Украине, мы вели с Зеленским переговоры. Он неглупым мне показался человеком. Где-то он чего-то не знал (это были первые его шаги на этом посту), он у меня спрашивал: а это как, а как поступит этот человек, а как надо поступить? Такие были теплые, дружеские отношения. Но то, что он поддался, пошел на поводу у этих крайних националистических сил, это плохо».
О политике США в отношении ЕС и Китая
«Откровенно говоря, нам выгодно, что Соединенные Штаты столкнулись с Евросоюзом. Но встает вопрос с точки зрения американцев, а зачем вы делаете это таким образом? Сделайте это спокойно. Не надо здесь пылить, не надо никаких дымовых завес. Это — ваши союзники. Они делали все, что вы им приказывали».
«Кто объединил Россию с Китаем? Вы (США. — Прим. БЕЛТА) их толкнули в объятия. Когда у меня был Болтон и Помпео, я им напрямую задал вопрос: что вы творите? Зачем вы гнобите Россию? Вы Россию толкаете в объятия Китая. И если такая мощная в военном отношении ядерная держава, равная США, объединится с таким мощным государством, каковым является Китай в экономическом отношении, вы ничего с этим союзом, с этим альянсом не сделаете».

«Я не обсуждал с Россией и с Путиным эти вопросы. Мы обсудим этот вопрос. Но, скорее всего, это может настораживать, если Россия почувствует, что эти договоренности (возможное соглашение между США и Украиной. — Прим. БЕЛТА) будут выходить за рамки экономических отношений. Если это будет чистая экономика, не связанная с военно-промышленным комплексом, оружием, вооруженными силами, почему бы и нет? Россия спокойно будет работать».

«Мои действия были оценены Западом в том числе, что меня удивило. Даже ЦРУ и МИ-6, другие спецслужбы это очень высоко оценили. Почему? Об этом не принято публично говорить. Но Запад это заметил, я тогда тоже это почувствовал, но когда уже процесс начался: Женя Пригожин рвался к ядерной кнопке. И западники допускали, что в тот период он может свергнуть существующую власть и захватить ядерное оружие. Вот за это вы меня непублично благодарили».
О залоге процветания Европы
«Будущее Европы возможно было хорошим только в союзе с Россией. Если бы европейцы, Европейский союз установил хорошие, нормальные отношения хотя бы в экономике с Россией, они бы процветали… И будет ли снова Америка великой, когда будет сильным Евросоюз, — вопрос. Евросоюз — это тоже конкурент в экономическом отношении Соединенных Штатов Америки. Поэтому единство Евросоюза и России, наверное, не совсем выгодно было для Соединенных Штатов Америки».
О предстоящем визите в Россию
«Через неделю мы с ним (Владимиром Путиным. — Прим. БЕЛТА) встретимся в Москве, и мы очень подробно и детально поговорим по всем вопросам. По телефону мы на это и сослались, что встретимся и обсудим все вопросы в деталях».

