В жизни каждого человека есть моменты, которые тускнеют в памяти и бесследно уходят в прошлое, а есть такие, которые не теряются, помнятся до мелочей спустя многие годы. Для тех, кто прошел афганскую войну, те события памятны и через десятилетия, хоть воспоминания эти часто горькие и болезненные. Лица товарищей-сослуживцев, командиров, номера частей и подразделений, названия населенных пунктов чужой страны, боевые операции — все намертво отложилось в самых глубоких тайниках памяти.
Дорога в Афганистан
Накануне Дня памяти воинов-интернационалистов, который отмечается 15 февраля — в день вывода советских войск из Афганистана, мы встретились с жителем Ошмян Виктором Мончаком, который тоже прошел дорогами афганской войны. С 1982 по 1984 год он исполнял интернациональный долг и сегодня помнит лозунг, которому свято верил, — «Защита южных рубежей Родины — священный долг каждого солдата!».
Повестку о призыве в армию Виктор получил в Молодечно, где после окончания профессионально-технического училища № 21, получив профессию слесаря-сантехника-газоэлектросварщика, работал в СПМК-160 на строительстве нового жилого микрорайона. До призыва юноша успел с отличием окончить пятимесячные курсы механиков-водителей гусеничного тягача в местном ДОСААФ. С детства родители, Игнат и Ядвига Мончак, учили сына, что любое дело нужно делать основательно. И он старался следовать этому наставлению.
Армейские будни начались для Виктора с «учебки» в Печинском военном городке под Борисовом, более известном как просто Печи, где юноша прошел обучение на механика-водителя МТ-ЛБ (многоцелевого транспортера-тягача легкого бронированного). Во время учебы новобранцы услышали, что кого-то отправят в Афганистан, где идет война. Представление об этой стране и о том, что там происходит, у Виктора, как и у большинства новобранцев, было очень общее. Но волнение появилось. Вспомнились обрывки разговоров родителей, которые полушепотом говорили об Афганистане, с тревогой поглядывая на сына, отправляя его в армию.
Из новобранцев артполка в Афганистан отобрали пять человек, среди которых был и Виктор. Этому поспособствовали хорошая характеристика, усердие, которое проявлял юноша на занятиях, и ротный, который уже служил в Афгане и вернулся оттуда после контузии. Он-то знал, какие навыки и качества понадобятся там молодым бойцам, и разглядел их в Викторе. Когда в «учебку» к сыну приехали родители, Виктор не смог признаться, что будет проходить службу в Афганистане.
Дорога к месту службы заняла несколько суток. Новобранцев через Москву, Ташкент отправили в узбекский город Чирчик. Здесь базировался десантный полк, где собирали контингент для переброски в Афганистан. Тут Виктор узнал, что их переправляют в северную афганскую провинцию Кундуз. Последним населенным пунктом на территории СССР был Кокайды, где располагался аэродром — одна из ключевых авиационных баз ВВС СССР в Центральной Азии. Оттуда вертолетом «МИ-6» новобранцы были ночью доставлены на аэродром в город Кундуз.
Защита южных рубежей Родины — священный долг каждого солдата!
Так в декабре 1982 года Виктор попал в артиллерийский дивизион 149-го гвардейского мотострелкового полка. Служил стрелком в огневом взводе самоходной батареи, которая находилась в степи Ишантоп на подступах к дивизиону. Вокруг — минные поля. Основная цель взвода — охрана дивизии и артиллерийская подготовка к проходу советских колонн.
Взвод из восьми человек размещался в двух землянках. В отдельной были кухня и столовая, еще в одной — баня. Стены и крыша землянок складывались из кирпичей-саманов, состоящих из глины и соломы, формой для изготовления которых служили пустые ящики из-под снарядов. Чтобы выйти наружу, нужно было подниматься по лестнице. Спали в одежде и с автоматами — в любую минуту нужно было быть готовым к нападению. Пока стояли на точке в степи круглосуточно дежурили, сменяя друг друга через каждые три часа.
Тяжело было адаптироваться к климатическим условиям Афганистана — днем плюсовая температура, ночью — минусовая. Холод дикий, шапку-ушанку по самые уши натягивали. Почти сразу по прибытии молодому бойцу пришлось пережить и землетрясение. Трудно было привыкнуть к пище и воде. Но солдаты выполняли свой долг, преодолевая все проблемы и тяготы быта.
В 1983 году Виктора перевели в мотострелковый полк. Последние четыре месяца службы он был механиком-водителем САУ-21 «Гвоздика» — самоходной артиллерийской установки, — которую бойцы ласково называли «Саушка». Она защищала в боях, часто бывала и ночлегом.
Письма родителям Виктор писал, но рассказать, где служит, не мог. Но по адресу — полевая почта «В/ч 82869» — и по содержанию писем они догадывались. В одном из писем бабушка передала внуку кусочек освященного хлеба святой Агаты, который Виктор всегда носил при себе. И сегодня мужчина считает, что молитвы бабушки Альбины и мамы уберегли его от смерти.
Возвращение
Виктор служил в Афганистане до апреля 1984 года. О возвращении сына домой в родные Нарбуты родители не знали, занимались своими привычными делами. Первой во дворе дома встретила его четырнадцатилетняя сестра Тереза. Увидев брата, она стремглав метнулась в дом — позвала родителей. Трудно передать словами встречу — в слезах радости и облегчения словно выплеснулись вся тревога, переживания, бессонные ночи родных. До слез тронула Виктора седина отца — два года назад ее не было. Дождалась возвращения любимого внука и бабушка.
Несколько месяцев отпуска, родной дом, тишина и мирное небо, сельский труд постепенно помогли вернуться к привычному укладу жизни. И только теперь молодой человек стал отчетливо понимать, что два года ходил рука об руку со смертью. В Афганистане некогда было думать про страх. Там спасали собранность, выдержка, солдатская дружба, молодость и надежда на лучшее — несмотря ни на что.
Война для Виктора давно закончилась, за плечами — много лет трудовой биографии на предприятиях и в организациях города. Сейчас, будучи на пенсии, мужчина работает в Ошмянской центральной районной больнице слесарем-сантехником. Профессию он выбрал одну и на всю жизнь.
А дороги Афганистана навсегда остались в памяти, как и лица товарищей: тех, для которых эти дороги стали последними в жизни, и тех, кто вернулся. В той войне было много страниц, горьких и трагических, но были и героические, когда восемнадцатилетние-девятнадцатилетние ребята остались верными присяге и Родине. Об этих страницах нельзя забывать — во имя тех, кто погиб, и во имя тех, кто живет.
Ирина БРАЗОВСКАЯ.
Фото автора и из архива Виктора Мончака.


