В Беларуси на протяжении последних 10 лет уровень дорожно-транспортного травматизма с каждым годом снижается, но цифры все равно настораживают. За это время произошло более 37 тысяч ДТП, в которых погибло порядка 6 тысяч человек и около 39 тысяч получили ранения.
На Гродненщине в 2024 году произошло 339 аварий. На дорогах области погибло 43 человека, 357 человек получили ранения.
К сожалению, от автомобильных аварий не застрахован никто. И аккуратные водители, пассажиры и просто пешеходы в любой момент могут пополнить страшную статистику. Но все же львиная доля трагедий на дорогах случается именно по вине или из-за беспечности участников дорожного движения.
— Превышение скоростного режима — наиболее частая причина аварий. Любители погонять часто забывают о том, что на дорогах возможны непредсказуемые ситуации. Внезапная поломка автомобиля, выбоина, лопнувшее колесо, выбегающие с обочин дети и животные — финал таких заездов вполне очевиден. Чем выше скорость, тем трагичнее может оказаться результат, — подчеркнул в разговоре инспектор ДПС отделения ГАИ Ошмянского РОВД Алексей Щёлко.
Вместе с ним и его коллегой Ярославом Завадским мы отправились в рейд, основная цель которого — предупреждение и пресечение фактов нарушения скоростного режима. А такие факты имеют место и на дорогах нашего района.
— На каждой автодороге есть свои так называемые аварийные точки — места концентрации ДТП. В данных местах выставлены дорожные знаки, ограничивающие максимальную скорость и предупреждающие водителей об опасном участке. Но порой недисциплинированность, лихачество и неправильно выбранная скорость становятся причинами съездов в кювет, опрокидываний, встречных столкновений, наездов на препятствие, — рассказывает инспектор ДПС Ярослав Завадский.
Взять хотя бы случай, произошедший неделю назад на улице Пушкина в городе. 20-летняя девушка-водитель, ехавшая в направлении улицы Гольшанской, не справилась с управлением, в результате чего совершила наезд на заборное ограждение, а также опору линии электропередачи. К счастью, водитель отделалась легким испугом. Ехавший с ней 24-летний пассажир получил закрытый перелом правой лопатки и был госпитализирован в больницу. Все бы ничего, но водитель двигалась по населенному пункту со скоростью, более чем в два раза превышающей допустимую.
Скорость — достоинство автомобиля, если его ведет человек опытный и благоразумный. Она становится опасной, когда не соответствует условиям движения. Бесспорно, что при меньшей скорости движения легче обеспечить безопасность, однако большинство ДТП возникает не из-за высокой скорости движения, а из-за ее несоответствия дорожным условиям, дорожно-транспортной ситуации, индивидуальным особенностям водителя. Чем выше скорость, тем меньше времени отводится водителю, чтобы исправить возможные ошибки.
— Рассмотрим остановочный путь автомобиля. Его длину можно рассчитать, зная время реакции водителя и длину тормозного пути авто после нажатия на тормоз, — отмечает Алексей Щёлко. — Среднее время реакции составляет секунду. При увеличении скорости движения увеличивается и пройденное за секунду расстояние. При увеличении скорости с 50 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в два раза. Соответственно, избежать столкновения намного тяжелее. Необходимо также учитывать, что на сыром асфальте тормозной путь увеличивается на 25 процентов.
Сотрудник ГАИ в подтверждение привел пример. Если ребенок выбежит на дорогу перед водителем на расстоянии 36 метров, то почти наверняка он умрет при начальной скорости автомобиля 70 км/ч, получит увечья при скорости автомобиля 60 км/ч, а при скорости автомобиля 50 км/ч водитель избежит столкновения.
Умение выбирать необходимую и безопасную скорость движения в соответствии с дорожными условиями является одним из главных положительных качеств опытного водителя. Но, к сожалению, этих правил придерживаются не все участники дорожного движения.
Совместный с ГАИ рейд показал, что несоблюдение скоростного режима свойственно как новичкам, так и опытным водителям, стаж которых измеряется десятками лет. Вот только цена за лихачество бывает разной. И, наверное, самое легкое здесь — отделаться штрафом… Хотя и это удар по кошельку.
Алина САНЮК.


