Значимым и важным событием является для всей Беларуси празднование 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В годы Великой Отечественной войны погиб каждый третий житель нашей страны, некоторые районы Беларуси потеряли каждого второго. Эта боль навсегда останется в наших сердцах как напоминание о жестоких злодеяниях, которым нет оправдания, как не может быть оправдания фактам геноцида белорусского народа. А они выявляются даже спустя десятилетия, ведь правда сильнее времени.
Уручье. Живых укладывали на мертвых
На днях ошмянцы посетили место раскопок массового захоронения жертв геноцида в урочище Уручье под Минском. Как рассказал прокурор отдела прокуратуры Минской области Антон Лойко, на данный момент в лесу обнаружена 21 расстрельная яма. О том, что здесь оккупанты расстреливали людей, было известно еще в 1944 году. Во время работы Чрезвычайной комиссии, созданной сразу после освобождения Минска, было задокументировано наличие десяти ям, в которых могли покоиться останки более 50 тысяч человек.
Изыскания в урочище возобновились в 90-е годы, однако попытки обнаружить ямы-могилы не удавались, так как схема их расположения была сделана с ошибками. Сосновый лес продолжал хранить страшную тайну до тех пор, пока на помощь не пришел технический прогресс. Квадрокоптер с инфракрасным сканером позволил распознать с высоты углубления, которые возникли на местности неестественным путем. Так одна за другой была найдена 21 расстрельная яма.
— На этом месте можно наблюдать пласты останков. По нашей версии, людей укладывали лицом вниз и производили расстрел, живых укладывали на мертвых. Извлекалось в ходе раскопок до пяти пластов. В этой яме были захоронены как гражданские лица, так и военнопленные. Это видно по обуви — попадаются и обычные ботинки тех лет, и армейские сапоги, — рассказал Антон Лойко.
На это место с первых дней войны свозились военнопленные, члены их семей, мирные граждане и массово уничтожались. В одной из ям-могил обнаружены останки человека, положение костей которого говорит о том, что он еще из последних сил пытался выбраться из ямы, но не смог, по сути, был погребен туда заживо.
Свыше 50 тысяч зверски убитых
Как отметил прокурор, в ходе раскопок было поднято большое количество предметов обихода. Среди них — расчески, монеты, вставные зубы, очки, бритвенные и письменные принадлежности. В одной из ям найдены останки мужчин и женщин, во второй – только женщин. На останках многих из них была обнаружена колючая проволока. Где-то виднелись следы огнестрельных ранений, но также при раскопках были найдены черепа, на которые явно воздействовали травматическим путем. Впоследствии из этой же ямы подняли лом, в уступе которого сохранился клок женских волос… Все это свидетельствует о том, что фашисты не гнушались никакими средствами, экономя патроны и издеваясь над беспомощными людьми.
Личности подавляющего большинства убитых в урочище Уручье установить не удалось. Время и агрессивная среда не пощадила бумажные документы. Кроме того, в начале войны у красноармейцев было суеверие: чтобы остаться в живых, не нужно чеканить медальон. Поэтому среди останков военных в основном пустые жетоны, что затрудняет идентификацию. Однако судебным экспертам удалось прочесть содержимое нескольких солдатских медальонов настолько, чтобы выяснить их владельцев и оповестить их потомков о том, что их предок не пропал без вести, а погиб под Минском.
В ходе расследования уголовного дела о геноциде получены сведения об уничтожении свыше 50 тыс. человек. В основном это белорусы.
Уничтожение – на поток: Тростенец, Озаричи, Колдычево…
Аналогичные места массового уничтожения и захоронения мирных граждан обнаружены на территории Логойского района Минской области.
В рамках расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период устанавливаются новые факты страшной расправы над мирным населением.
Массовое уничтожение людей было поставлено на поток и велось варварскими методами и средствами: применялись расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание, голод и распространение эпидемий. Это должно было навести страх, подавить попытки сопротивления оккупационному режиму.
На территории Беларуси было организовано свыше 560 лагерей смерти, где путем создания невыносимых условий уничтожено огромное количество людей.
Печальную известность получили такие места массового уничтожения населения, как лагерь смерти «Тростенец», в котором уничтожено не менее 546 тысяч человек, Минское гетто, в котором уничтожено не менее 90 тысяч евреев, Озаричский лагерь смерти в Гомельской области, где убито несколько десятков тысяч человек, лагерь смерти «Колдычево» в Брестской области. В нем истреблено 22 тысячи человек.
Опрос 18 тысяч очевидцев тех страшных событий и их родственников, свидетельствует: масштабы трагедии белорусского народа значительно больше, чем предполагалось ранее.
Более 180 карательных операций
Стандартным сценарием, взятым на вооружение нацистскими военными преступниками и их пособниками, стало уничтожение деревень вместе с жителями в рамках так называемых «усмирительных» акций, а именно карательных операций. До расследования уголовного дела считалось, что таких операций было 140, сейчас же установлено, что в действительности их было не менее 180.
Расследованием устанавливаются обстоятельства массового сожжения населенных пунктов, которое производилось нередко вместе с их жителями. Так известно, что нацистскими оккупантами в годы войны сожжено свыше 12,2 тысячи сел и деревень.
В годы нацистской оккупации на территории Беларуси:
— убито не менее 3 миллионов мирных граждан и военнопленных;
— угнано в немецкое рабство более 380 тысяч человек, из которых многие погибли от невыносимых условий эксплуатации. Массовый характер носил и угон на принудительные работы детей. Зачастую использовали детей в качестве доноров крови;
— разрушено свыше 200 городов, в том числе такие крупные как Минск, Гомель, Витебск.
Виновны в геноциде
В геноциде мирного населения принимали участие не только немецко-фашистские захватчики, но и их европейские союзники, литовские, латышские и украинские батальоны охранной полиции, польские националисты, также отличавшиеся особой жестокостью.
В ходе расследования уголовного дела Генеральной прокуратурой направлено 110 поручений и просьб об оказании правовой помощи в десятки государств, в том числе о допросах лиц, которые входили в состав карательных батальонов (Литва, Латвия, Канада, США, Великобритания, Аргентина, Бразилия, Австралия и др.). Ряд государств проигнорировали либо отказали в исполнении данных запросов.
Однако подобные злодеяния не могут быть забыты. В марте 2024 года Верховный Суд признал палача белорусского народа Владимира Катрюка виновным в совершении геноцида. Преследуя цель уничтожения белорусского народа, руководствуясь мотивами национальной и идеологической вражды на почве ненависти к государственной идеологии СССР, Катрюк осенью 1941 года добровольно вступил в организацию украинских националистов, а затем (не позднее января 1943 года) вошел в состав вооруженной организованной преступной группы – в 118-й батальон охранной полиции.
Совместно с иными карателями, являясь командиром отделения, он реализовывал общую с нацистскими преступниками цель планомерного уничтожения белорусского народа путем убийств, лишения людей жилья, одежды и продуктов питания. И хотя при жизни Катрюку, скрывавшемуся в Канаде, удалось избежать справедливого наказания, такие преступления не имеют срока давности.
Юрий Карпович, председатель Ошмянского районного Совета депутатов:
— Белорусы как никто другой на постсоветском пространстве ощутили на себе все ужасы войны и уничтожения сел и деревень. Тяготы Великой Отечественной войны непосильной ношей легли на плечи наших дедов и прадедов. Масштабы трагедии геноцида и нацистской алчности обескураживают: тысячи мирных людей замучены и убиты! В память о невинных жертвах той страшной войны, о подвигах старших поколений, отдавших свои жизни за нашу Родину, во имя жизни на земле мы обязаны помнить трагические уроки.
Андрей Янюк, первый заместитель председателя Ошмянского райисполкома:
— Известно, что руководители третьего рейха одной из целей войны против Советского Союза ставили сокращение славянского населения на тридцать миллионов. Нацистами разрешалось уничтожение мирного населения и обеспечивалась неподсудность военнослужащих за действия по отношению к гражданскому населению. Отсюда – такая трагедия. Наши люди, особенно молодое поколение, выросшее в спокойной, миролюбивой обстановке, должно видеть и на таких примерах должно знать об этих злодеяниях.
Татьяна Довкша, председатель Борунского сельисполкома:
— Сегодня я испытала шок. Одно дело изучать историю по учебникам и совсем другое увидеть все своими глазами. В расстрельных ямах – останки тысяч людей: чьих-то близких, чья жизнь так трагически оборвалась. На это невозможно смотреть без слез, но это надо видеть, чтобы война никогда не повторилась.
Людмила РЫБИК.







