Решения принимаем всей страной. О конституционном статусе Всебелорусского народного собрания

Главное

Важнейшее политическое событие этого месяца и одно из важнейших политических событий года — Всебелорусское народное собрание. Впервые — в новом статусе. Конституционном. Именно «народному вече» было предначертано стать тем самым представительным органом, который определяет стратегию развития общества и государства. В полномочиях ВНС — вопросы войны и мира. Его делегаты также принимают решения об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития, Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. Значимость высшего представительного органа народовластия анализируем в нашем материале.

Защита от геополитических катаклизмов

Декан факультета журналистики Белорусского государственного университета Алексей Беляев напоминает и о других функциях ВНС. Именно Всебелорусскому народному собранию передана часть полномочий ­­Президента, парламентариев. Среди функций делегатов — решение определенных кадровых вопросов. В частности, избрание председателя и членов ЦИК — органа, от которого зависит четкое проведение выборов.

— ВНС сегодня — это своего рода «защита от дурака» на случай, если произойдут какие-то геополитические катаклизмы. Если вдруг встанет вопрос об экзистенциальном существовании твоей Родины, то как раз Всебелорусское народное собрание должно стать якорем, который позволит зацепить нашу Беларусь за то положение, которое есть сегодня, — отмечает политолог. — Надо понимать, что нынешнее Всебелорусское народное собрание по сравнению с предыдущими выделяется очень сильно. В прошлые годы ВНС было этаким «неформальным вече», съездом людей, где намечались определенные стратегические цели развития страны, но при этом никаких юридических последствий, скажем прямо, это за собой не несло. Сейчас же оно получило юридический статус.

Если говорить о букве закона, ВНС имеет право контролировать даже ­­Президента и принять решение о смещении его с должности в случае нарушения каких-либо законов. Это, конечно, не про Александра ­­Лукашенко. Он сам является примером служения Родине. Но мы видели, как хотели поставить в 2020 году у руля страны марионеточную фигуру, паяца, западную дурилку картонную. На этот случай и предусмотрена возможность ограничения власти Главы государства.

И самое главное: когда мы взвалили непосильную ношу на плечи одного человека — ­­Президента. Именно он, согласно Конституции, отвечал за стратегические направления развития Беларуси: и во внешней политике, и во внутренней, и в экономике. Александр Григорьевич с этим, безусловно, справлялся и справляется. Но ему в любом случае нужна помощь и поддержка. При этом при всем реализуется принцип народовластия. Избранные делегаты — это представители разных регионов Беларуси, отраслей, сфер деятельности. Они разного возраста, пола. По сути это маленькая модель Беларуси. А значит, мы упрощаем схему взаимодействия органов власти с населением. Раньше, чтобы узнать то или иное мнение, надо было реализовать достаточно дорогие проекты. Например, провести референдум. Сегодня же есть возможность сделать все в упрощенном варианте. Делегаты ВНС являются выразителями воли белорусского народа. Для начала, что они думают по тому или иному вопросу, можно спросить у них. Чтобы увидеть, есть ли основание что-то узнавать у более широкого круга людей.

Противоядие от деструктивных действий Запада

Депутат Палаты представителей, лидер Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич, говоря о значимости ВНС для белорусского общества, предлагает обратить внимание на происходящее в Грузии, где нынче полыхают протесты. Якобы из-за того, что в стране принимают закон об иноагентах. Парламентарий задается вопросом: а кому, собственно, интересно, что какому-то представителю «пятой колонны» дадут неприятный для него статус? Неужто простым грузинам, которые думают скорее о зарплатах, мире и нормальной жизни?

— Понятно, что все эти протесты инициируются Западом специально, чтобы любая страна была под контролем, — комментирует он. — То же самое хотят сделать и в Беларуси.
А теперь возвращаюсь к ВНС: о чем мечтают наши враги? Они видят, что есть Александр ­­Лукашенко и Владимир Путин, и пока они есть, у недоброжелателей не получится осуществить свои планы и замыслы. Запад мечтает, чтобы рано или поздно в Беларуси и России появился новый предатель, который ездил бы по миру, ему там аплодировали.

А миллионы бы страдали от нищеты… Поэтому для Всебелорусского народного собрания самая главная задача — никогда не допустить прихода к власти таких вот предателей.

А что касается состава… Мы можем написать самую хорошую Конституцию, предусмотреть самые хорошие механизмы защиты политической системы. Но человеческий фактор важнее. Вспомните Верховный Совет СССР, там хорошие люди собрались, считалось, что в него вошли лучшие люди. Но развалили всю страну, не защитили ее, не спасли… Кто-то старался. А сколько предало, сколько заняло позицию, которая привела к уничтожению.

Дело патриотов

Депутат Палаты представителей Вадим Гигин тем временем акцентирует внимание на слове «всебелорусское» в аббревиатуре ВНС. Подчеркивает: это значит, что решение будут принимать не только делегаты — все общество. Интерес — большой. Политолог приводит пример: уже до начала Собрания люди обращались с предложениями в Секретариат Всебелорусского народного собрания, причем не с, образно говоря, коммунальными вопросами, а со стратегическими.

— Они касались совершенствования системы государственного контроля, — поясняет Вадим Гигин. — То есть люди готовы активно включаться в государственное строительство. И то, что мы такую волну в обществе подняли, очень хорошо. Я видел, какая активная борьба шла за статус делегатов ВНС.

Очень важно, что на Всебелорусском народном собрании собираются и приглашенные, среди них — настоящие аксакалы. Люди, которые имеют опыт госуправления, политической работы, авторитетные лица из регионов, представители общественных объединений… Мы ведь понимаем, что активистов у нас гораздо больше, чем предусмотрено квотами делегатов ВНС. И когда эти активисты поедут на места, то будут там рассказывать, о чем говорил ­­Президент. Ведь одно дело, когда все это ты смотришь по телевизору, другое — когда ты непосредственно участвуешь в этом, находишься в зале, вырабатываешь решения, видишь, как принимаются резолюции.

СКАЗАНО

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Не надо бежать во Всебелорусское народное собрание и загружать его вопросами строительства домов, заборов… Это не функция. Прописаны исключительные вопросы, глобальные вопросы, которые должны решаться в нашей стране.

А вот в эти заборы и крыши вмешиваться даже инициативно не следует. Для этого есть местные органы власти, Правительство, ­Президент. Они должны решать свои вопросы. Людям надо показать, что (рассматриваемые на ВНС вопросы. — Прим. ред.) это стратегия, как будем жить дальше, как будем развиваться.

На совещании по вопросам приведения отдельных законов в соответствие с обновленной Конституцией, 13 декабря 2022 года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Андрей Муковозчик, обозреватель издательского дома «Беларусь сегодня»:

— Зачем все-таки нужно ВНС, вот это ваше Всебелорусское народное собрание в новом конституционном качестве, попросили сказать прямо и кратко. Так вот представьте, что нет Александра ­­Лукашенко. Заболел, надолго уехал, еще что-нибудь, упаси господь, конечно… — и что вы тогда будете делать? Только подумайте всерьез и честно. Для начала: желающие влезть на вершину найдутся всегда, такова человеческая природа. И как понять, что у человека внутри? Вон Зеленского возьмите — уж какой милашкой был, а сколько всего обещал! Возьметесь угадать того козла-провокатора, что поведет на бойню? Без права на ошибку? Детьми своими, родней своей — ответите? Еще одно: беглая хевра за границей только и ждет «хоть какого-то окна». Дадим в какой-то момент слабину — можно ждать и самой натуральной интервенции: и Польша, и Литва, и весь Запад с радостью подсадят штыками марионетку, завидев слабое место. Должно быть нечто, что мгновенно, автоматически, без лишних обсуждений и команд заполнит возможный вакуум власти. Так специальные материалы и системы заполняют дырочку в космическом скафандре, спасая жизнь в нем. Но вот вам еще круче ситуация. Выбрали, допустим, с виду достойного человека, а он спустя время взял и… коррумпировался. Продался. Польстился на обещанный (даже неважно кем) «золотой парашют». Даже недавний пример есть: финка Санна Марин, которая теперь — в Институте у Тони Блэра (TBI, Tony Blair Institute for Global Change). А все остальные финны — в НАТО, под прицелом ТЯО. Хотя ни один из финнов за это не голосовал! Так где тот предохранитель, который не даст спустить и Беларусь в унитаз всю и сразу? ВНС, мне кажется, по задумке и должно стать «коллективным ­­Лукашенко». Должно смочь, вот в чем его главное предназначение.

Смочь провести нашу страну через смену поколений, не утратив международного авторитета, стратегических партнерств, своего места в многополярном мире, равноправного членства в Союзном государстве, позиции регионального донора мира. Не поступившись ни суверенитетом во внешней политике, ни социальной направленностью политики внутренней, ни традиционными белорусскими ценностями.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *