Многие думают, что ученые – это люди, которые делают великие открытия. Однако наука – это огромный интеллектуальный труд, который не всегда заканчивается грандиозным изобретением, чаще становится фундаментом или основой для дальнейших открытий. Это ежедневный кропотливый, незаметный труд по наблюдению, сопоставлению, систематизации явлений и фактов.
Ученица седьмого класса Жупранской средней школы Милана Кетрис стоит еще на первой ступени в науку, но эта ступень уже гораздо выше той планки, которой требует школьная программа. Девочка под руководством учителя Людмилы Станиславовны Юхневич с увлечением занимается биологией.
Этот предмет, как и учитель биологии, стали любимыми в шестом классе, когда Милана начала изучать новый школьный предмет. Людмила Станиславовна своим задором, энергией и увлеченностью зажгла уже не одно юное сердце.
Милана – дипломант 3 степени областного конкурса научно-исследовательских работ «Я познаю мир», участник Всероссийского чемпионата в сфере экологии и устойчивого развития «ЭкоЛаб», победитель республиканского конкурса «Краеведы Беларуси» в номинации «Исследовательские работы» в направлении «Экология», лауреат Международной выставки инновационных достижений «На виду» за исследовательскую работу «Определение типов повреждений листовых пластинок травянистых и древесно-кустарниковых растений на территории Ошмянского и Сморгонского районов». Эта работа размещена в сборнике научно-исследовательских, методических и творческих работ «Моя Отчизна», подготовленном Академией народной энциклопедии Российской Федерации.
Милана много знает о болезнях растений, их видах и профилактике, может дать дельный совет по уходу за растениями, начиная плодово-ягодными и заканчивая декоративными культурами. Знакомство с растениями она начинает с изучения энциклопедий и наблюдения, сбора листьев и распознавания болезни. Милана знает, как называется то или иное растение на латинском языке, к какому виду оно относится, какие болезни характерны именно для этого растения, методы борьбы с болезнью. Все исследуемые растения собраны ученицей, высушены и при помощи Людмилы Станиславовны оформлены в гербарий, а также места их произрастания нанесены на электронную интерактивную карту распространения типов повреждений травянистых и древесно-кустарниковых растений на территории Ошмянского и Сморгонского районов.
Систематизация видов болезней растений не единственная тема, которой занимается юная исследовательница. Исследовательская деятельность девочки началась с изучения состава воды в водоемах Ошмянского района. Для этого пришлось брать пробы в водоемах в деревнях Нарбуты и Замостяны, у бывшей свинофермы «Липовка», в агроусадьбе в Потевичах, а затем изучать и сравнивать состав воды и видовой состав растений.
Занятия исследовательской деятельностью приносят Милане удовольствие. А кроме того, развивают исследовательские навыки, такие качества, как терпение, внимательность, аналитические способности, память. Общение с живой природой — это всегда заряд бодрости и позитива.
Станет ли Милана ученым, покажет время, а пока девочка учится на десятки, осваивает игру на фортепиано в школе искусств, занимается волонтерской деятельностью, ведет школьные мероприятия, используя драгоценное время для саморазвития в самых разных сферах.
Ирина БРАЗОВСКАЯ.
Фото автора.