Профессиональный праздник — День работников гражданской авиации — отмечается в Беларуси ежегодно в первое воскресенье ноября. Это праздник пилотов, бортпроводников, авиадиспетчеров, инженеров и других авиаспециалистов, обеспечивающих обслуживание воздушных судов на земле и эксплуатацию их в воздухе.
Старожилы Ошмян помнят, что в 60-х — начале 90-х годов на месте сегодняшней жилой застройки в районе улиц Янки Купалы, Зигмунда Минейко, Стреленко был аэродром. От него сохранилось только здание, где располагался небольшой аэровокзал. Сегодня это жилой дом.
Гражданская авиация стала источником вдохновения для многих литераторов. В Ошмянской районной библиотеке также есть книги о людях, связавших свою судьбу с гражданской авиацией. И их, несомненно, стоит прочесть.
Историческая повесть Станислава Токарева «Хроника трагического перелета» привлечет внимание любителей истории русской авиации. В своей книге автор рассказал о первых русских спортсменах-пилотах Александре Васильеве, Сергее Уточкине, Михаиле Ефимове, Николае Попове и других. Текст книги однозначно увлекает с первых слов: «А первые пилоты, поднимавшиеся в небо на нетопырях из парусины и бамбука, терпевшие невероятное по нынешним временам количество аварий («Аппарат разбит вдребезги, авиатор отделался ушибами» — этой сакраментальной фразой пестрели страницы), пилоты-профессионалы обладали популярностью не меньшей, нежели, к примеру, корифеи театральной сцены. И можно поспорить (опираясь на число публикаций), роскошный ли Федор Шаляпин, бывший бурлак, богатырь оперной сцены, солист Его Величества, более волновал публику или невзрачный, в пуховой мятой шляпе, с бесцветными усами, бывший электромонтер железнодорожного телеграфа, первый в стране и один из лучших в мире пилот Михаил Ефимов».
В произведении эмоционально и своеобразно по форме описан первый сверхдальний рекордный перелет Петербург — Москва. «Речь идет о происшествии кратком, которое само по себе заняло лишь пять дней в июле 1911 года, начиная с трех пополуночи, когда пушечный выстрел обозначил, что старт перелета Санкт-Петербург — Москва открыт».
Книга Игоря Шелеста «Лечу за мечтой» написана о людях авиации, об их горячем и храбром сердце, через которое прошли все радости и беды советской «крылатой» биографии. Автор, сам летчик-испытатель первого класса, планерист-рекордсмен, мастер спорта, рассказывает об истории Центрального и Опытного аэродромов в Москве, о прошедших через них знаменитых самолетах — от первых летательных аппаратов до сверхзвуковых лайнеров — и не менее знаменитых летчиках-испытателях, конструкторах, деятелях науки и промышленности. Книга в 1974 году была удостоена литературной премии имени Н. А. Островского.
Еще одна книга, заслуживающая внимания читателей — «Автограф в небе» Марины Попович. Она представляет собой записки летчика-испытателя первого класса. Путь в небо Марины Попович начался на летном поле Новосибирского аэроклуба. Затем она стала летчиком-инструктором, военным летчиком, и наконец, летчиком-испытателем. С большой любовью она рассказывает о своих товарищах — летчиках, парашютистах, конструкторах, техниках, многие из которых стали ее друзьями.
Марина Попович – полковник-инженер, доктор технических наук, профессор, уфолог. Член Союза писателей России, активистка Коммунистической партии России, единственная в Советском Союзе женщина, защитившая звание летчик-испытатель первого класса в гражданской авиации.
Книга Лилии Кузьминой «Генеральный конструктор Павел Сухой» рассказывает об авиаконструкторе-белорусе из Глубокого, который стал основателем советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Самолеты «Су» положили начало целому семейству современных самолетов, в том числе и пассажирскому «Суперджет-100». Автор книги после окончания авиационного учебного заведения работала на авиазаводе и училась заочно на историческом факультете пединститута, много лет была редактором заводской многотиражки, заместителем редактора газеты «Московская промышленность», член союза журналистов СССР. Ее любимая тема – очерки и рассказы о выдающихся конструкторах и авиалетчиках. Она первой рассказала о Павле Сухом – чрезвычайно интересном и очень скромном человеке.
Романом русского писателя Вениамина Каверина «Два капитана», повествующем о поиске затерявшейся в полярных льдах экспедиции, зачитывалось не одно поколение молодежи. Произведение о морском капитане и капитане воздушного судна, о настоящей дружбе, преданности семье, своему делу и мечте выдержало более сотни переизданий.
Любителей романов, конечно же, привлечет и книга Артура Хейли «Аэропорт». В ней в динамичной форме описан один день из жизни аэропорта «Кеннеди» — повседневная жизнь гигантского организма, своеобразного микромира, в котором люди работают, враждуют, ссорятся, рвутся к успеху.
Есть в библиотеке и книги писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери: «Планета людей», «Южный почтовый», «Ночной полет», «Маленький принц» и другие. «Труд пилота – это служение», — говорил Антуан де Сент-Экзюпери. В 1930 году Сент-Экзюпери был произведен в кавалеры ордена Почетного легиона за вклад в развитие гражданской авиации. Книги Экзюпери написаны с неповторимой интонацией раздумья, улыбки, горечи, мудрости и мечты, с безмерной любовью к жизни. «Человек познает себя в борьбе с препятствиями. Но для этой борьбы ему нужны орудия. Самолет – орудие, которое прокладывает воздушные пути, — приобщает человека к вечным вопросам», — так начинается роман «Планета людей».
Ирина БРАЗОВСКАЯ, читатель Ошмянской районной библиотеки.

