Прав тот, у кого больше прав, или почему пешеходы чрезмерно пользуются своим преимуществом

Общество

В минувшую пятницу в Беларуси прошел Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Стой машина, тише ход! На дороге пешеход», направленный на профилактику ДТП на пешеходных переходах.

Давайте обновим в памяти Правила дорожного движения, в которых прописаны действия и водителей, и пешеходов.

При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу и (или) велосипедному переезду водитель должен предоставить преимущество пешеходу и уступить ему дорогу.

В последнее время наши граждане все больше любят говорить о правах. Прописаны они в пункте 16.2 ПДД, который гласит, что пешеход имеет право на преимущественное пересечение проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности), а также по регулируемым пешеходному переходу или велосипедному переезду при разрешающем сигнале регулировщика или светофора. Все это правильно, только не стоит забывать, что помимо прав, у пешеходов, как и у водителей, есть и обязанности.

В частности, одна из них гласит, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу и лишь при его отсутствии в пределах видимости разрешается пересекать проезжую часть по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Особое внимание стоит обратить на то, что выходить на проезжую часть (как на пешеходном переходе, так и вне его) можно, только убедившись, что выход этот безопасен. В случае, когда пересечение проезжей части дороги осуществляется вне пешеходного перехода или перекрестка, а в случае передвижения на средствах персональной мобильности – велосипедного переезда, в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающими элементами.

Есть еще одна важная обязанность у пешеходов, которая прописана в Правилах и должна неукоснительно соблюдаться. При движении по краю проезжей части дороги или обочине в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом. Пешеходов образно можно разделить на две категории: те, у которых есть водительские права, и те, которые никогда не садились за руль автомобиля. Последние просто не понимают, что такое автомобиль и как порой бывает трудно притормозить в экстренной ситуации. Иногда эти люди не представляют, что такое зебра, и зачастую преувеличивают ее функции. Например, горит красный свет на светофоре, а они идут, полагая, что зебра позволяет им все. Мол, как только они ступят на полосы – все тут же должны расступиться и дать им дорогу. Такие пешеходы специально медленно переходят дорогу перед носом автомобиля, раздражая водителей. Причем, такая тенденция начала прослеживаться после того, как сотрудники ГАИ более–менее приучили водителей пропускать пеших участников движения. Почувствовав это, пешеходы начали пользоваться своим преимуществом чрезмерно: при переходе разговаривают по мобильному телефону, абсолютно не обращая внимания на проходящий транспорт, ведут непринужденные беседы друг с другом.

Автомобилистам нередко приходится наблюдать такую картину. Переходя дорогу по переходу, пешеход, завидев приближение машины, не старается контролировать ее взглядом, а демонстративно не смотрит в ее сторону. Он уверен в своей безопасности и защите, ведь согласно Правилам у него преимущество. Но ведь может случиться такое, что водитель как раз в это время тоже отвлечется. Например, ему стало плохо или в машине отказали тормоза. Что произойдет в таком случае, нетрудно предположить.

В последнее время удалось приучить водителей уступать дорогу пешеходам. Сделать это получилось в большей степени за счет обустройства искусственных неровностей, а также введения крупных штрафных санкций. Теперь нарушивший правила проезда пешеходного перехода водитель заплатит от 1 до 5 базовых величин. Дальше – еще жестче. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, при наезде на пешехода и при получении последним незначительных травм водителя-виновника можно лишить прав на срок до двух лет либо оштрафовать на сумму от 2 до 30 базовых величин. Но и это еще «цветочки». При травмах средней степени тяжести (например, перелом) или тяжелых травмах в ход идет уже Уголовный кодекс, где все гораздо серьезнее. Нарушителя правил (водителя, который сбил пешехода на переходе) может ожидать уже и лишение свободы.

Самым незащищенным элементом в цепочке водитель – пешеход – дорога является пешеход. Водителя в случае ДТП может защитить металлический корпус транспортного средства, пешеход же такой защитой не обладает. Об этом надо постоянно помнить и при выходе на проезжую часть осознавать опасность, которой пеший участник движения подвергает себя. В случае наезда водитель (если не прав) понесет заслуженное наказание, но попавший под машину пешеход, даже не по своей вине, будет все равно расплачиваться: собственным здоровьем, а то и жизнью. И если вы видите, что водитель нарушает Правила и не собирается пропускать вас на пешеходном переходе, лучше уступить ему дорогу и переждать.

Виталий ШУМСКИЙ, инспектор ДПС отделения ГАИ Ошмянского РОВД.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *