Голосам победителей звучать вечно. Александр Ануфриевич Ануфриев

Живая память Общество

Давно отгремели бои, затихли сражения на полях Великой Отечественной войны. Уважение вызывает мужество и патриотизм поколения, которое смогло устоять и победить. С каждым послевоенным годом становится все меньше ветеранов-фронтовиков, уходят очевидцы тех трагических событий, поэтому так важно нам, новому поколению, знать и помнить героические подвиги каждого, кто прошел дорогами войны. Наш рассказ об участнике партизанского движения Александре Ануфриеве основан на его воспоминаниях, сохранившихся в районном совете ветеранов.

Александр Ануфриевич Ануфриев родился 7 ноября 1922 года в деревне Орехово Городокского района Витебской области. После окончания 8 классов до начала Великой Отечественной войны работал начальником военно-учетного стола Меховского сельсовета.

В борьбу с немецко-фашистскими оккупантами Александр вступил, не достигнув и 18 лет. В начале был связным, а затем – рядовым бойцом-партизаном в составе 2-й Белорусской партизанской бригады имени П.К. Пономаренко, которая в 1942 году находилась в лесах по направлению Сураж — Усвяты вблизи линии фронта.

Парень участвовал в разгроме немецких гарнизонов Кузьмино, Водяники, Бычиха и других. Очень часто партизаны выходили на железную дорогу Ленинград – Киев в районе железнодорожных станций Бычиха – Езерище, где выводили из строя железнодорожные мосты и полотно железной дороги, спускали немецкие поезда с техникой и живой силой под откос.

В феврале 1943 года во время блокады после тяжелых боев с немцами партизанская бригада при помощи регулярных частей Советской Армии перешла линию фронта. После этого партизанская бригада была расформирована.

— Из молодежи 2-й Белорусской партизанской бригады была отобрана отдельная группа, в которую входил и я, и направлена в распоряжение Вилейского областного комитета КПБ, — вспоминал Александр Ануфриев. — После месячного отдыха нашу спецгруппу во главе с фронтовым офицером Филимоновым в мае 1943 года на самолетах из Старой Торопы перебросили в тыл врага. Это была деревня Селявщина Полоцкого района, где был партизанский аэродром, вернее посадочная площадка, охраняемая партизанами. Отсюда и началась вновь в тылу врага борьба с немецкими оккупантами. Наша спецгруппа совместно с бригадой имени Рокоссовского двигалась из Полоцкого района в Поставский и Воропаевский районы Западной Белоруссии, на пути уничтожая немецкие гарнизоны. За малый период наша спецгруппа выросла в отряд. В одном из боев на железной дороге возле Воропаева наш командир погиб, похоронить его пришлось возле Воропаевского леса, где находился отряд.

После гибели командира, по распоряжению Белорусского штаба партизанского движения наш отряд был присоединен к партизанской бригаде имени Гастелло (командир бригады — В.А. Манохин, комиссар — В.И. Тубелис), которая стояла недалеко от Воропаевского леса, — писал в своих воспоминаниях Александр Ануфриевич.

В данной бригаде, будучи пулеметчиком, а затем командиром отделения, он принимал активное участие в разгроме фашистов, смело водил в бой вверенное ему отделение.
В сентябре 1943 года под командованием командира отряда А.С. Орловского по заданию руководства бригады в районе Войстома по дороге, которая проходила через лес на Лынтупы, в засаде были уничтожены две грузовые и одна легковая автомашина с немцами, полицаями и немецкими офицерами.

— Было это так: ночью мы прибыли в район засады, заняли позиции и на рассвете заметили, что какой-то гражданин с лошадьми и боронами проехал по дороге и пробороновал ее, чтобы проверить, есть ли мины. Мы были уже уверены, что немцы поедут по этой дороге, — вспоминал Александр Ануфриев. — Где-то через полтора-два часа мы услышали гул моторов, который доносился со стороны Лынтупов в нашу сторону, и приготовились к бою. Когда враги вошли в нашу зону засады, по колонне был открыт ураганный огонь из трех пулеметов, автоматов. Автомашина загорелась, а немцы и полицейские остались лежать навечно.

Александр Ануфриевич принимал участие в бою с немцами в районе Крево Сморгонского района, где была уничтожена одна танкетка и десятки немцев. Участвовал в рельсовой войне в районе станции Солы и ряде других операций против фашистских оккупантов.

Неоценимую помощь партизанам оказывало местное население, и Александр Ануфриевич неоднократно подчеркивал это в своих воспоминаниях.

— Партизанская бригада имени Гастелло не имела бы таких успехов в борьбе, если бы не держала тесную связь с населением Вилейского, Сморгонского и Ошмянского районов. Мы проводили лекции, информировали население о положении на фронтах Великой Отечественной войны. Местные жители помогали нам продуктами питания и через связных информировали нас о передвижении немцев, увеличении или уменьшении состава гарнизонов.

Партизанская бригада имени Гастелло соединилась с частями Красной Армии в районе Заозерцев Сморгонского района и 8 июля 1944 года прибыла полным составом в город Ошмяны. По прибытии начался мирный, кропотливый труд по восстановлению советской власти.

Как писал Александр Ануфриев, прибыв в Ошмянский район, бывшие партизаны еще целый месяц не расставались с оружием, не могли его поменять на оружие идеологической работы, так как вокруг Ошмян в лесах было множество банд. Не обходили населенные пункты и разбитые отдельные подразделения фашистов из-под Минска.
Когда все немного успокоилось, на первый план вышли не менее сложные вопросы налаживания в районе мирной жизни, восстановления советской власти. И начинать это было поручено бывшим партизанам.

— Прошло немного времени, и в районе начали работать 20 сельских Советов, культпросветучреждения, во главе которых были бывшие партизаны. Так, председателем Гравжишковского сельсовета был командир разведки отряда А.И. Курбашов, в других Советах — Журба, Панов и другие. Секретарем Семерникского сельсовета поручено было стать мне. В то время исполком Ошмянского районного Совета возглавлял бывший командир отряда А.С. Орловский, первым секретарем райкома партии был комиссар бригады В.И. Тубелис, — продолжал вспоминать Ануфриев. — Еще шла война. Родине и армии нужен был хлеб… Вскоре в районе было образовано более сотни колхозов, они образовывались по крупным населенным пунктам, — отмечал в своих воспоминаниях Александр Ануфриевич.

Постепенно жизнь входила в мирную колею. В городе росли новые жилые кварталы, школы, детские сады, учреждения медицины, культуры, бытового обслуживания, торговли.
По воле судьбы на Ошмянщине Александр Ануфриев встретил землячку, свою будущую жену Марию Герасимовну Петрову. В конце 1944 года они навсегда связали свои жизни, вместе вырастили двоих детей. С 1947 года Александр Ануфриевич работал на должности секретаря Ошмянского райисполкома. В 1971 году окончил Ленинградский сельхозинститут. С 1969 по 1972 год работал председателем плановой комиссии Ошмянского райисполкома, а затем до 1983 года — секретарем райисполкома. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», многочисленными юбилейными медалями.

На Ошмянской земле, ставшей для Ануфриевых родной, выросли их внуки, подрастают правнуки, которые навсегда сохранят память об испытаниях, выпавших на долю их предков.

Людмила РЫБИК.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *