20 сентября – День таможенника. Чем живут ошмянские стражи границы?

Главное

Словосочетание «Ошмянская таможня» у большинства людей, не только приезжих, но и местных, ассоциируется с пунктом пропуска «Каменный Лог». Далеко не все знают, что ее горизонты гораздо шире. Созданная в 1991 году, Ошмянская таможня с течением времени объединялась с другими, укрупнялась, и на сегодняшний день в зону ее деятельности входят Островецкий, Ошмянский, Сморгонский, Вороновский, Ивьевский и Лидский районы Гродненской области. Хотя, безусловно, для нас, ошмянцев, ближе и интереснее, чем живет пункт пропуска «Каменный Лог». Ведь именно через него мы чаще всего отправляемся за границу, через него встречаем многих своих гостей.

«Каменный Лог» ‑ крупнейший на белорусско-литовской границе автодорожный пункт таможенного оформления. В сутки здесь пропускают 1200 грузовых и 1000 легковых  автомобилей, а также порядка 60 автобусов. Круглосуточную работу обеспечивают четыре отдела, в которых трудятся 111 таможенников. Чем они занимаются, какие задачи выполняют, как проводят проверку транспортных средств, мы узнали, побывав в пункте пропуска, который, кстати, работает по накопительной системе. Это значит, для того чтобы пересечь границу, необходимо пройти контроль нескольких служб: таможенной, пограничной, фитосанитарной, ветеринарной, транспортной инспекции. Их очередность зависит от направления движения — на въезд в страну или выезд за границу.

У каждого здесь свой участок работы, свои обязанности. Так, старшего инспектора ОТОиК №1 Александра Находко во время нашего визита в пункт пропуска «Каменный Лог» мы застали за досмотром грузового автомобиля, следующего из Германии в Казахстан, проверкой на соответствие заявленных в перевозочных (коммерческих) документах одежды, обуви, сумок. Как рассказал начальник отдела Андрей Ермолаев, при осуществлении таможенного контроля проверяется 20 процентов от перемещаемого груза. Если  инспектор находит при проведении таможенного контроля товары, не указанные в документах, то транспортное средство направляют для углубленного досмотра.


Уже три года работает инспектором Ошмянской таможни Алексей Стельмах, который занимается оформлением автобусов, контролем вывоза автомобильного топлива, проверкой товаров, завершением временного ввоза легкового автотранспорта. Как рассказал Алексей, иностранными гражданами могут временно ввозиться транспортные средства для личного пользования сроком не более чем на один год, при этом их владельцы освобождаются от уплаты таможенных платежей.

За соблюдение таможенного законодательства, пополнение доходной части бюджета отвечает и главный инспектор ОТОиК №1 таможенного поста «Каменный Лог» Александр Павлович. Работает он на грузовой линии, где является старшим, а потому помимо досмотров и проверок, ему необходимо следить за слаженной работой коллег, по мере возникновения разрешать конфликтные ситуации.

— А такие, — отмечает главный инспектор, — тоже случаются. Приходится быть не только специалистом-таможенником, но и хорошим психологом. Ведь главное в общении с людьми — приветливость, доброжелательность и внимательное отношение. Кто-то требует поменять инспектора, кто-то ‑ предоставить переводчика либо дать необходимые разъяснения.


Двенадцатичасовые смены требуют, безусловно, моральных и физических сил, однако Александр Павлович уверен: легко там, где нас нет. Экономист по основному образованию, сначала он работал в налоговой инспекции, затем, во время «сталинского набора» — так здесь в шутку называют большие наборы сотрудников,  прошел необходимое согласование и стал инспектором таможни. Главным на грузовой линии его назначили не случайно, ведь и коллеги, и начальство знают его как добросовестного и дисциплинированного сотрудника. О служебных качествах Александра свидетельствует и тот факт, что за прошлый год его личный вклад в пополнение доходной части бюджета составил 888 миллионов рублей. А это ни много ни мало — его зарплата за пятнадцать лет.

Кстати, по этому показателю лидирует и весь таможенный пост «Каменный Лог». Как рассказал заместитель начальника поста Андрей Барковский, только за шесть месяцев этого года здесь задержано товаров на сумму 33 606 882 350 рублей. Добиться такого результата помогают технические средства таможенного контроля, а также особое чутье и навык,  приходящие с опытом.

— Инспектору со стажем, — рассказывает Андрей Барковский, — достаточно задать несколько вопросов, чтобы понять: этот клиент — твой. Ведь нарушитель всегда лжет и путается.

Благодаря качественной работе сотрудников пост «Каменный Лог» уже который год становится победителем соревнования между автодорожными пунктами пропуска Ошмянской таможни. Правда, свои проблемы здесь тоже есть. Последняя реконструкция поста проводилась еще в 1998-2002 годах. Многое требует ремонта, не говоря о совершенствовании всей системы пропуска. Предстоящая реконструкция ‑ ее завершение запланировано на 2015 год ‑ позволит увеличить поток до пяти тысяч автомобилей в сутки, что будет способствовать уменьшению очередей и увеличению товарооборота между странами ЕЭС и Таможенного союза. Кроме того, накопительную систему заменят на многоканальную, при которой все контролирующие службы будут сосредоточены в одном месте. Этой реконструкции ждут, конечно же, не только сотрудники таможни, но и те, кто пересекает границу через пункт пропуска «Каменный Лог». В дождливую погоду, говорят проезжающие, по старому асфальтному покрытию ехать приходится с большой опаской, чтобы не «сесть брюхом».

Кипит жизнь и на таможенном посту «Гудогай». Здесь, правда, своя специфика. Пункт пропуска ‑ железнодорожный, таможенные операции совершаются в поездах, которые стоят от 20 до 40 минут. А потому, в отличие от автодорожных пунктов пропуска, здесь время для проверки жестко ограничено. Работа, конечно, напряженная, зато, шутят таможенники, очередей нет.


С целью сокращения времени движения, пояснил начальник таможенного поста Валериан Тамашевский, в четырех поездах «Вильнюс ‑ Минск» и «Минск ‑ Вильнюс» таможенные операции совершаются в пути следования.

За сутки инспекторам таможенного поста «Гудогай» необходимо оформить восемнадцать международных поездов. При этом досматриваются товары, перемещаемые пассажирами для личного пользования, а это при беспошлинном ввозе не более 50 кг по весу и стоимостью не выше 1,5 тысячи евро. С нормами знакомят всех, однако административные правонарушения все же случаются, хотя и не такие частые и масштабные, как на автодорожных постах.

Оставаться грозой контрабандистов и стоять на страже экономических интересов страны ‑ таков удел любого таможенника на любом посту. И сотрудники Ошмянской таможни об этом помнят.

Людмила КОЗЕЛ

На снимках: старший инспектор ОТОиК № 4 ТП «Гудогай» Наталья Райченок; сотрудники ТП «Каменный Лог» Александр Находко, Александр Павлович,Алексей Стельмах.

Фото автора



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *