Кто виноват в цепочке водитель – пешеход – дорога?

Силовые ведомства

За 6 лет на дорогах Ошмянского района произошло 44дорожно-транспортных происшествия с участием пешеходов и велосипедистов, в которых 8 человек погибло и 36 получили ранения различной степени тяжести. Из общего числа ДТП – 26 произошли в Ошмянах, 13 из них – на обозначенных пешеходных переходах.

Проблема наезда на пешеходов, переходящих проезжую часть по пешеходному переходу, характерна для нашего региона, несмотря на обустройство большинства переходов искусственными неровностями.

Так, 24 декабря прошлого года на улице Красноармейской в городе водитель 1992 года рождения,двигаясь по крайней левой полосе, не предоставила преимущество пешеходу, переходившему проезжую часть по пешеходному переходу. При этом пешехода пропускал остановившийся в правой полосе микроавтобус. В результате наезда пешеход получил ранения.

Наши граждане все больше любят говорить о правах, а именно о пункте 16.2 ПДД, который гласит, что пешеход имеет право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора. Все это правильно, только не стоит забывать, что помимо прав у пешеходов, как и у водителей, есть и обязанности.

В частности, одна из них гласит, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу и лишь при его отсутствии в пределах видимости разрешается переходить (пересекать) проезжую часть по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Особое внимание стоит обратить на то, что выходить на проезжую часть можно только убедившись, что выход этот безопасен. А в случае, когда переход осуществляется вне пешеходного перехода, добавляется еще и условие, что своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.

Пешеходов образно можно разделить на две категории: те, у которых есть водительские права, и те, которые никогда не садились за руль автомобиля.  Последние просто не понимают, что такое автомобиль и как порой бывает трудно притормозить в экстренной ситуации. Иногда эти люди даже не понимают, что такое зебра и зачастую преувеличивают ее функции. Например, горит красный свет на пешеходном светофоре, а они идут, полагая, что зебра позволяет им все. Что как только они ступят на полосы – все тут же должны расступиться и дать им дорогу. Некоторые специально медленно переходят дорогу перед носом автомобиля, раздражая вспыльчивых водителей. Такая тенденция произошла как раз после того, как сотрудники ГАИ более-менее приучили водителей пропускать пеших участников движения. Почувствовав это, пешеходы начали пользоваться своим преимуществом чрезмерно: при переходе разговаривают по мобильному телефону, абсолютно не обращая внимания на проходящий транспорт, ведут непринужденные беседы друг с другом.

В последнее время удалось приучить водителей уступать дорогу пешеходам. Сделать это получилось в большей степени за счет обустройства искусственных неровностей, а также введения крупных штрафных санкций. Теперь нарушивший правила проезда пешеходного перехода водитель заплатит от 1 до 5 базовых величин. Согласно Кодексу об административных правонарушениях при наезде на пешехода и при получении последним незначительных травм, водителя-виновника можно лишить прав на срок до двух лет либо оштрафовать на сумму от 3 до 30 базовых. Но и это еще «цветочки». При травмах средней степени тяжести (например, перелом) или тяжелых травмах в ход идет уже Уголовный кодекс. Нарушителя правил (то есть водителя, который сбил пешехода на переходе) может ожидать  лишение свободы.

Самым незащищенным элементом в цепочке водительпешеходдорога является именно пешеход. Водителя в случае ДТП может защитить металлический корпус транспортного средства, пешеход же такой защитой не обладает. Об этом надо постоянно помнить и при выходе на проезжую часть осознавать ту опасность, которой пеший участник движения подвергает себя. В случае наезда, если водитель не прав, он естественно понесет заслуженное наказание, но попавший под машину пешеход, даже не по своей вине, будет все равно расплачиваться – здоровьем илижизнью. И если вы видите, что водитель нарушает правила и не собирается пропускать вас на пешеходном переходе, лучше уступить ему дорогу и переждать.

Александр КАМОРНИК, старший госавтоинспектор отделения ГАИ Ошмянского РОВД.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *