Игра в «шашечки». Какие виды пассажирских перевозок предлагают в Ошмянах

Instagram Общество

С какой точки зрения не взгляни, ситуация на рынке такси уж очень неоднозначная. У пассажира-обывателя резонное беспокойство вызывает собственная безопасность – вероятность «нарваться» на недобросовестного перевозчика при таком их обилии все более тяготеет к закономерности. Волна негатива растет и среди таксистов, которым то и дело приходится конкурировать с не самыми порядочными «коллегами».

О том, какие виды пассажирских перевозок предлагают в Ошмянах и в чем их принципиальное отличие, а также о многих других нюансах данной темы рассказал начальник регионального отдела контроля автомобильного транспорта в г. Ошмяны филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Сергей Мантур.

— Сергей Владимирович, пассажирские перевозки в нашем городе в последнее время уверенно развиваются. Есть сведения, сколько такси оказывают данную услугу?

— К сожалению, у сотрудников транспортной инспекции точной цифры нет. После отмены в 2018 году обязательного лицензирования на рынке такси Беларуси наблюдается некоторая хаотичность.

— Автомобили такси, как правило, имеют отличительные знаки, например, так называемые «шашечки». А если на вызов пришла машина без таковых, пассажиру стоит сомневаться в законности перевозки и своей безопасности?

— В соответствии с частью седьмой пункта 13 Правил автомобильных перевозок пассажиров автомобиль-такси должен быть окрашен в желтый цвет или иметь по всей длине на боковых поверхностях полосу желтого цвета. На крыше автомобиля-такси вы увидите опознавательный фонарь оранжевого цвета, а на кузове — композицию из квадратов черного цвета, расположенных в шахматном порядке. Внимательный пассажир на правой и левой передних дверях автомобиля-такси обязательно найдет краткое наименование автомобильного перевозчика, учетный номер плательщика. Автомобиль-такси (за исключением тех, что заказаны через интернет), должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром. При этом они  должны быть в поле зрения пассажира.

Кроме того, в салоне автомобиля-такси на видном для пассажира месте должна быть размещена информация о диспетчере такси (если используются его услуги), а также табличка, на которой указываются тарифы.

В случае если пассажир видит несоответствие данным требованиям, перед ним почти наверняка недобросовестный перевозчик.

— Казалось бы, в данной сфере все регламентировано. Откуда тогда, на ваш взгляд, столько нелегалов?

— Упрощение порядка регистрации для этого вида деятельности, минимизация контроля со стороны соответствующих органов, отмена лицензирования, путевых листов — все эти послабления были введены вместе с Декретом №7 «О развитии предпринимательства» и рассчитаны на порядочность перевозчиков. По факту недобросовестные участники рынка, уверовав во вседозволенность, перестали соблюдать требования правил ­перевозок пассажиров. И теперь трудно сказать, кто возит людей в такси и как? Складывается впечатление, что понятие упрощения некоторыми лицами было воспринято как прекращение действия всех норм и правил. Попросту говоря, они стали этим заниматься нелегально, используя известные номера телефонов для вызова такси, либо прикрываясь другим видом деятельности, например, арендой автомобиля с водителем.

Фото использовано в качестве иллюстрации

— А это не одно и то же?

—  Нет, аренда авто с водителем — это не такси. Хотя вид деятельности похожий, родственный такси. Водитель является представителем фирмы, и от ее имени сдает в аренду автомобиль. Вот, например, вы взяли в аренду автомобиль у меня, а водить его не умеете, значит, вам нужен водитель. Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока до момента предоставления услуги. В такси же вы заказываете автомобиль, по прибытии знакомитесь с тарифом на поездку, соглашаетесь, и публичный договор считается заключенным. Совершаете поездку и по окончании ее оплачиваете проезд с обязательным получением чека с кассового аппарата, который вам выдает водитель. Это принципиальная разница.

— Иными словами, перевозка пассажиров, о которой договорились в устной форме, без договора аренды транспортного средства с экипажем, будет считаться перевозкой пассажиров автомобилем-такси?

— Все верно. Со всеми вытекающими из этого обязанностями для лица, оказывающего эту услугу, а именно в соответствии с законодательством водитель такси обязан после посадки пассажира совершать поездку с включенным таксометром, по таксометру определяется и стоимость услуги такси в случае расчета наличными. В случае  выявленных нарушений при проверке  либо инспекторами ИМНС, либо сотрудниками транспортной инспекции нарушитель  будет привлечен к административной ответственности.

А вот у пассажира такси появилось  право отказаться от оплаты, если услуга по перевозке оказывалась с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (или без его наличия).

Фото использовано в качестве иллюстрации

— Наверняка, это не единственное нарушение, которое допускают нелегалы?

— Вы правы, в погоне за длинным рублем, недобросовестные перевозчики не соблюдают периодичности прохождения технического осмотра, экономят на оформлении соответствующего страхового полиса, цену формируют условно (таксометров нет), не проходят предрейсовый осмотр. А ведь любой пассажир желает получить качественную и безопасную услугу, зачастую не подозревая, что в случае конфликта останется бесправным: некому предъявить иск за опоздание на заказ, длинный маршрут, стоимость проезда, отсутствие чека, подтверждающего оплату, отсутствие страховых выплат при ДТП  с участием перевозившего его автомобиля в случае причинения вреда здоровью.

— Последствия для пассажира и в самом деле могут быть весьма серьезными. Но ведь есть контролирующие органы, которые должны следить за порядком на рынке такси? Или спасение утопающего – дело рук самого утопающего?

— Контролирующие органы действительно есть. Автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, согласно законодательству, организуются местными исполнительными и распорядительными органами либо по их решению операторами такси. Однако в нашем городе операторов в полном и правильном смысле этого слова нет. Ведь операторы такси анализируют качество и полноту обслуживания, количество организованных стоянок такси, координируют  деятельность диспетчеров такси и автомобильных перевозчиков пассажиров автомобилями-такси.

Вопросы, касающиеся  соблюдения правил дорожного движения при перевозке пассажиров автомобилями такси, – работа ГАИ. Соблюдение расчетно-кассовых операций, своевременность установления и использования таксометров, кассовых аппаратов, СКНО контролирует инспекция министерства по налогам и сборам.

Обследование оснащения и оформления автомобилей в соответствии с законодательством, а также оценку выполнения транспортных работ и услуг  организациями и отдельными категориями их работников, обязанностей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров проводит транспортная инспекция.

Безусловно, самый действенный механизм в борьбе с нарушителями – административная ответственность, а потому Министерство транспорта уже предложило ввести данную меру за несоблюдение перевозчиками требований безопасности, а также за незаконное использование на машинах символики и другой информации об автоперевозчике, диспетчере, оформление под автомобиль‑такси.

Рассматривается еще один вопрос — введение лицензирования деятельности при выполнении автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями‑такси, либо получения перевозчиками карточки допуска на каждое такое авто. Также обсуждается введение ответственности диспетчеров за то, что передают заказы нелегалам. В законодательстве предлагается конкретизировать нормы по аренде транспортных средств с экипажем, права сторон и обязанности.

Проблемы в этой сфере услуг изучаются не первый день, и ее наверняка ждут серьезные перемены. Мое мнение: параллельно с созданием равных условий спрос с нарушителей должен быть строгим. Как оказалось, это не та сфера, где можно доверять, не проверяя.

PS: По данным  Управления по работе с плательщиками по Ошмянскому району Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Сморгонскому району, в нашем районе зарегистрировано 7 индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги такси. При этом большая доля тех законопослушных перевозчиков, кто зарегистрировался в других регионах страны.

Беседовала Людмила КОЗЕЛ.

Фото Александра НАУМЧИКА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *